17 января 2021 03:34

17 января 2021 03:34

фото: Александр Богачёв

На прочной опоре

В минувший вторник стартовало празднование 100-летия Ленинского округа Иркутска, развитие которого началось благодаря Транссибу

Первым праздничным мероприятием для Ленинского округа стало открытие выставки в музее истории Иркутска, одна из стартовых экспозиций которой была сформирована при помощи музея истории ВСЖД.
И неспроста. Появление в 1898 году железнодорожной станции Иннокентьевская (сегодня Иркутск-Сортировочный) стало предвестником строительства на монастырских землях посёлка, объединившего село Подгородно-Жилкино и деревню Боково в единый район.

К 1903 году Иннокентьевский посёлок включал в себя уже более 200 домов, а численность его населения достигла пяти тысяч человек. Первыми застройщиками стали железнодорожные рабочие. Постепенно появлялись учреждения государственной и духовной власти. Одну из школ посёлка для детей железнодорожников построило Министерство путей сообщения, а в 1902–1904 годах при станции была построена одна из лучших на Сибирской железной дороге железнодорожная больница.

– Фабрик, заводов и других промышленных заведений в посёлке не было. Население занималось извозным промыслом, торговлей, служило на станции, в депо, мастерских. Именно поэтому мы откликнулись на запрос городского исторического музея и предоставили экспонаты из тех времён, представляющие элементы труда и быта жителей железнодорожного посёлка, – рассказал начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александр Хобта.

На стенде можно увидеть макет вагона-библиотеки, которым пользовались первые жители посёлка, фуражку железнодорожного служащего, железнодорожный фонарь, сигнальный рожок, инструменты, флажки и т. д. А также фотографии станции разных лет. В том числе и прибытие на станцию Иннокентьевская первого поезда, которое состоялось 27 июля 1898 года.

Окончательно Иннокентьевское поселение стало районом Иркутска в 1920 году, после окончательного установления в городе советской власти.

Как отметила на открытии выставки заместитель мэра Иркутска – председатель комитета по управлению Ленинским округом Наталья Цибанова, по тем крупицам истории, которые собраны в этой экспозиции, можно проследить большие исторические вехи нашей страны, в которых Ленинский район принимал самое активное участие.

Это касается и строительства авиационного завода и других промышленных предприятий, и развития железнодорожной инфраструктуры станций Иркутск-Сортировочный, Батарейная. И сложно представить, как бы это всё смогло появиться без главной транспортной артерии страны, давшей жизнь не просто посёлку, а целому округу.

Ещё одна изюминка выставки – экспозиция творческого объединения «Красный квадрат», посвящённая 100-летию Ленинского округа. В её центре два больших полотна, на которых изображены Иркутский авиационный завод с самолётами и силуэтами заводчан – как верхушка промышленного развития района и первый вокзал станции Иннокентьевская с паровозом – как истоки района, благодаря которым он и получил своё развитие.
Александр Богачёв