23 января 2021 04:07

23 января 2021 04:07

фото: Лейла Мустафаева

Педагогика патриотизма

Учителя лицея № 36 ОАО «РЖД» разработали масштабный проект «Вахта памяти: дань прошлому, шаг в будущее». И посвятили его 75-летию Великой Победы.
Когда в педколлективе решался вопрос о создании детского клуба «Патриот» и о том, кто встанет у его руля, опытные наставники сошлись в одном: возглавить объединение должны молодые коллеги Иван Давыдов и Дмитрий Перевалов. Учителям физической культуры, успешно постигающим тонкости педагогической науки, в силу их возраста и при этом уже сложившегося авторитета в ученической среде будет легко найти общий язык с детьми в беседах об Отечестве и роли подрастающего поколения в будущем страны.

В этом году в иркутском лицее приступили к реализации своего гражданско-патриотического проекта «Вахта памяти: дань прошлому, шаг в будущее». Руководит им заместитель директора лицея по воспитательной работе Татьяна Шерехова. В авторской группе – педагоги-организаторы Татьяна Максимова и Мария Вологжина, социальный педагог Татьяна Котова.

Работа, которую можно претворить в жизнь общими усилиями, состоит из трёх направлений: гражданско-патриотического, исследовательского и историко-патриотического. Реализация этой триады началась успешно. Только в клубе «Патриот» сегодня состоит несколько десятков мальчишек и девчонок. Старшие из них отстаивают право войти в команду иркутского Поста №1, где лучшие из лучших, отличники в учёбе и военно-строевой подготовке, сменяют сверстников в почётном карауле у Вечного огня.

В марте 2019 года, после тридцатилетнего перерыва, ученики ведомственного 36-го лицея вышли в почётный караул. С того времени в послужных списках юнармейцев уже есть награды в виде знаков отличия и грамот за усердие в несении караульной службы. И планы ребят достойны похвалы: у каждого из них цель – заслужить право встать на страже Вечного огня в День Великой Победы.

– Я со всей ответственностью вам скажу, что для наших ребят стоять в карауле у Вечного огня означает отдать дань памяти прадедам, которые ценой жизни добились победы. Лицеисты изучают историю земляков, воевавших на фронтах, ковавших победу в тылу. Дети понимают, какова цена народного подвига, – делится Иван Давыдов.

О военном лихолетье молодой педагог знает не только по книгам и кинофильмам, но и по рассказам своей бабушки Зои Спешиловой, уроженки Усольского района Иркутской области. Труженица тыла часто вспоминала, как трудно приходилось детям и женщинам, отдававшим все силы, чтобы помочь фронтовикам, и каким сложным было время, когда страну поднимали из руин. И об этом учитель тоже рассказывает своим ученикам.

– Мы должны любить Родину, чтить подвиг предков. Этому меня с детства учили в семье, в школе. И я говорю такие же слова своим ученикам, – делится Дмитрий Перевалов.

В прошлом году педагоги лицея провели опрос среди своих учеников на предмет их гражданской позиции. И выяснилось, что каждый третий ребёнок не считает себя патриотом страны. Немало таких подростков, которые с трудом называют основные события Великой Отечественной войны.

Так родился гражданско-патриотический проект – масштабный, многоплановый, долгосрочный, в реализации которого задействованы педагоги лицея, преподаватели местных вузов, специалисты Восточно-Сибирской дороги, ряда организаций города, представители общественных объединений, родители.

Спектр предлагаемых меро-приятий большой. В лицейской театральной студии поставили спектакль по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия». Творческая группа учеников 7-х и 9-х классов подготовила постановку на тему войны «Дети Большой медведицы». Реализуется план экскурсий в музеи города. Проводятся творческие конкурсы, героями школьных эссе становятся выдающиеся железнодорожники, участники боевых событий разных войн. Как работать с архивными документами, учат педагоги-историки. Руководитель музея истории ВСЖД Александр Хобта на уроках-лекциях рассказывает о том, какой вклад в Великую Победу внесли работники магистрали.

Лучшие исследовательские работы учителей и лицеистов будут представлены на научно-практических конференциях. Ребята, освоившие задачи проекта «Вахта памяти...», станут пропагандистами идей патриотизма среди своих сверстников, учеников младших клас- сов.

Разводящий караула Поста № 1 ученик выпускного класса Никита Тихонов рад тому, что обстоятельства привели его в клуб «Патриот»:

– Хочу стать железнодорожником, профессионалом своего дела. Но для этого нужно быть патриотом своей большой страны, малой родины. Любить Россию, знать её историю – значит также гордиться выбранной профессией.

Одноклассница Никиты и его товарищ по караулу Ксения Ларионова, наверное, уже сегодня может стать пропагандистом:

– Молодёжь должна нести вахту памяти – хорошей учёбой, добрыми делами. Уже этим мы отдаём дань уважения тем, благодаря кому над нашими головами мирное небо.
Лейла Мустафаева