25 января 2021 20:07

25 января 2021 20:07

фото: Сергей Ринчинов

Эффект «БАМ-2»

После завершения второго этапа реконструкции северная магистраль будет пропускать 50 пар поездов в сутки

Сегодня по Северобайкальскому региону ВСЖД проходит до 19 пар поездов в сутки. Пропускная и провозная способность северного участка магистрали по сравнению с 2012 годом, до начала реализации масштабной программы усиления БАМа, возросла более чем на 58%. Таков результат упорного труда всех участников проекта «БАМ-2».
Он стал возможен благодаря пуску в эксплуатацию новых разъездов – Суринья, Предленский, Ушмун, Куандинский и других, – строительству второго пути на участках Предленский – Чудничный, Чудничный – Звёздная и Таксимо – Лодья.

В перспективе, к моменту завершения первого этапа модернизации БАМа, ежесуточная пропускная и провозная способность магистрали должна достичь отметки в 26 пар.

Для решения этой задачи необходимо закончить строительство железнодорожной инфраструктуры на участке Лена-Восточная – Предленский, запустить в эксплуатацию разъезды Молчан, Горбилка, Берёзовый, Огдында и второй путь на перегоне Дельбичинда – Дабан, а также на восточном, «пограничном» крыле, неподалёку от стыка с Дальневосточной дорогой – на участках Салликит – Сакукан и Новая Чара – Кемен.

Второй этап намечено завершить в 2025 году и получить ещё более высокий результат – 50 пар поездов в сутки.

Также на ВСЖД идёт реализация инвестиционного проекта по реконструкции станции Тайшет, которую называют воротами БАМа. Он предусматривает реконструкцию транзитного парка, нечётных парков прибытия и отправления, а также строительство двухпутного подхода абаканского направления Красноярской дороги.

В ходе работ по реализации первого этапа проекта особое внимание обращалось на развитие грузового двора. Второй предусматривает модернизацию и удлинение транзитного парка под составы с углём из Кемерова. Третий – строительство развязки для примыкания второго пути перегона Тайшет – Тагул абаканского направления. На четвёртом этапе будет реконструирован нечётный парк отправления и нечётная сортировочная горка, а на пятом – нечётный парк прибытия.

Инвестиции в проект, по предварительным данным, составят 8 млрд руб.

Тайшет сегодня – это мощнейшая сортировочная станция, работающая на четыре направления, которая имеет чётную и нечётную сортировочные системы, предназначенные для приёма, отправления и формирования поездов. В сутки вагонооборот станции составляет более 15 тыс. вагонов, на сортировочных горках перерабатывается более 5 тыс. вагонов. Протяжённость станции превышает 11 км.

Напомним, что для существенного увеличения пропускной и провозной способности БАМа необходимо построить и реконструировать порядка 500 км вторых путей, 90 станций, 47 разъездов, 680 км линий автоблокировки, 350 км контактной сети, 19 тяговых подстанций, 85 мостов. Практически готовы к вводу в эксплуатацию второй железнодорожный мост через реку Лену в черте города Усть-Кута и второй Байкальский тоннель. В настоящее время однопутный Байкальский тоннель является одним из самых «барьерных» мест ВСЖД. Пропускная способность перегона Дабан – Дельбичинда практически исчерпана. Так что дальнейшее увеличение пропускной способности участка невозможно без организации двухпутного следования поездов через Байкальский хребет и, соответственно, развития близлежащих перегонов.
Сергей Ринчинов