22 октября 2020 00:11

22 октября 2020 00:11

фото: Личный архив Татьяны Гордиенко

Дирижёр движения

Опыт и знания инженера путей сообщения Дмитрия Кленова пригодились стране в годы Русско-японской и Первой мировой войн

Во время Русско-японской войны (1904–1905 гг.) Дмитрий Яковлевич Кленов был откомандирован Министерством путей сообщения на должность начальника эксплуатационного отделения Полевого дорожного управления Маньчжурской армии, позже был начальником службы движения и одновременно заместителем начальника Забайкальской железной дороги (1911–1917 гг.).
Родился он 25 сентября 1867 года в городе Касимове Рязанской губернии. В 1896 году окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. Затем служил в армии, работал на разных должностях в службе движения Екатерининской железной дороги.

В 1904 году, когда внезапной атакой японских миноносцев на корабли русской эскадры, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура, началась Русско-японская война, военному ведомству потребовался для организации перевозки войск деятельный железнодорожный руководитель. Вскоре для исполнения обязанностей начальника эксплуатационного отделения Полевого дорожного управления Маньчжурской армии был командирован инженер Кленов.

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) являлась одним из звеньев Транссиба, соединявшим Забайкальскую и Уссурийскую магистрали прямым путём через Маньчжурию.

Дмитрий Кленов состоял в распоряжении главнокомандующего всеми сухопутными и морскими вооружёнными силами, действующими против Японии, А.Н. Куропаткина.

Начальник эксплуатационного отделения Полевого дорожного управления инженер путей сообщения Кленов, 37-летний исполнительный, энергичный руководитель, профессионал своего дела, за плечами имевший военную подготовку и армейский чин прапорщика полевых инженерных войск, непосредственно нёс ответственность за чёткое исполнение своих прямых обязанностей по обеспечению формирования и отправки воинских эшелонов. 5 сентября (23 августа по старому стилю) 1905 года состоялось подписание Портсмутского договора, согласно которому Россия уступала Японии южную часть Сахалина, права на аренду Порт-Артура, южной оконечности Ляодунского полуострова и южную ветку КВЖД от станции Чань-Чунь до Порт-Артура.

11 октября 1905 года был объявлен Высочайший манифест о заключении мира, 17 октября представители обеих армий генерал-майор Орановский и генерал-майор Фукушима подписали протокол соглашения о порядке эвакуации русских и японских войск из Маньчжурии, на основании которого эвакуация обеих сторон должна была быть закончена ко 2 (15) апреля 1907 года. Началось расформирование полевых управлений.

Приказом по военному ведомству от 22 января 1907 года Дмитрий Кленов назначен членом эвакуационной комиссии, учреждённой на разъезде Гудзядзы Китайско-Восточной железной дороги.

Эвакуация Маньчжурских армий началась ещё до заключения соответствующего соглашения с японцами отправкой в Европейскую Россию 720 офицеров и 9280 нижних чинов. Отправка воинских частей началась 3 октября. На 13 июня 1906 года из Харбина, служившего узловым пунктом эвакуации, было отправлено на запад и восток 1367 эшелонов. Дмитрий Клёнов за отлично-усердную службу был награждён орденом Св. Станислава III степени.

Приказом главнокомандующего № 354 от 29 декабря 1909 года он был переведён в Дорожное управление Штаба главнокомандующего на ту же должность начальника эксплуатационного отделения. Приказом № 280 от 3 марта 1910 года за отлично-усердную службу во время войны с Японией награждён орденом Св. Станислава II степени.

В том же году инженер Кленов вернулся к месту своей гражданской службы, на Екатерининскую железную дорогу. Но 26 апреля 1911 года из Управления железных дорог (СПб) начальнику Екатерининской дороги была послана телеграмма: «Просьба срочно телеграфировать, согласен ли помощник начальника движения Вашей дороги принять должность начальника движения Забайкальской железной дороги…», на что сразу же был получен ответ: «Инженер Кленов согласен занять должность начальника движения Забайкальской дороги…».

Таким образом, Дмитрий Кленов в 1911 году был переведён с повышением в должности на Забайкальскую дорогу. Начальник службы должен был отвечать обязательным требованиям: во-первых, быть подготовлен к сложной административной деятельности и, во-вторых, быть компетентен в работе железнодорожного транспорта.

Начальник Забайкальской дороги Ф.И. Кнорринг заранее присмотрелся к инженеру Кленову, кандидатура которого его устраивала, особенно заслуги во время военных действий в Маньчжурии. С помощью опытного движенца он надеялся поправить перевозочный процесс на своей дороге и достичь наилучших результатов в движении поездов.

Приехав в Иркутск в июле 1911 года, Дмитрий Кленов сразу же приступил к наведению порядка в подведомственной ему службе, да так, что это не осталось незамеченным для истории. Местная печать сообщала обо всех деяниях нового начальника не один раз. Приказом от 18 октября 1913 года Клёнов был утверждён третьим заместителем начальника Забайкальской железной дороги с оставлением должности начальника службы движения.

Дмитрия Яковлевича уважали многие коллеги и начальство за цельный характер, самодисциплину и высокие нравственные правила. На первое место он ставил дело, но и общечеловеческие ценности ему были не чужды. Он знал цену жизни не понаслышке, так как исполнял свой служебный и гражданский долг в Маньчжурии…

Известно, что Кленов неоднократно своими денежными вложениями помогал детскому приюту в Иркутске. 22 декабря 1914 года на заседании Совета сиротского железнодорожного приюта «за значительную благотворительную помощь» детям-сиротам служащих Забайкальской железной дороги постановлением № 4/6 единогласно было принято избрать Дмитрия Яковлевича Кленова почётным попечителем и членом совета приюта. Приказом № 30 начальника дороги Н.С. Зурабова с 1 января 1915 года данное постановление вступило в силу.

Дмитрий Яковлевич принял на себя и эту «нагрузку», хотя время было тяжёлое, шла уже другая, Первая мировая война, а хозяйство Кленова простиралось по всей Забайкальской магистрали – от станции Иннокентьевская до станции Сретенск. Движенцы испытывали большие трудности с нехваткой вагонов, шла борьба с их простоями на станциях. Однако своевременно принятые начальником службы движения меры для успешного выполнения воинских перевозок показали свою целесообразность.

За труды по мобилизации в 1914 году Кленов награждён орденом Святого равноапостольного князя Владимира IV степени, об этом стало известно 28 января 1916 года. Кроме вышеперечисленных наград, в формулярном списке личного дела инженера числятся ещё два ордена Святой Анны, III и II степеней, а также серебряная медаль в память царствования Императора Александра III.

Дмитрий Яковлевич проживал в Иркутске по адресу: ул. Амурская, д. 64.

Руководство ценило обстоятельность, рациональность, дельность суждений инженера Кленова и прислушивалось к нему при решении сложных задач. Опыт быстрого принятия решений и оперативных действий в экстремальных условиях войны не прошёл даром. Даже новой власти большевиков пришлось поначалу смириться с купеческим происхождением Дмитрия Кленова. Но к сожалению, никаких следов о дальнейшей его судьбе после октябрьских событий 1917 года найти не удалось. Лишь в самом начале «Дела о службе инженера путей сообщения Кленова Д.Я.» подшита справка с подписью заведующего Общим архивом Народного Комиссариата путей сообщения, в которой сообщается, что данное дело выдавалось 19 ноября 1927 года в Управление делами НКПС «для составления трудового списка инженера п[утей] с[ообщения] Кленова Д.Я.».
Татьяна Гордиенко, инженер путей сообщения, кандидат исторических наук, председатель историко-краеведческого клуба «Пути сообщения Сибири»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31