01 октября 2020 10:46

01 октября 2020 10:46

фото: Музей истории ВСЖД

Праздник несломленного народа

Как отмечали на Восточно-Сибирской магистрали День железнодорожника в годы войны

Тональность профессионального праздника изменилась уже в 1941-м. Народные гуляния под музыку бытового оркестра заменили ударные воскресники и митинги, на которых принимались решения о перечислении заработанных средств в фонд обороны.
От какого наследия мы не отказываемся

Впервые день железнодорожника в России отметили 25 июня 1896 года, на 100-летие Николая I. Так руководство отрасли, которую тогда возглавлял Михаил Хилков, сделало акцент на тот непреложный факт, что она родилась в годы его царствования.

На петербургском и московском вокзалах установили бюсты Николая I. Красивыми вензелями украсили паровозы и пассажирские вагоны. На крупных станциях и вокзалах устраивали благодарственные молебствия.

В СССР традицию отмечать этот профессиональный праздник возродили в 1936-м. Через четыре года Всесоюзный день железнодорожного транспорта Советского Союза (именно так он первоначально назывался) перенесли на первый выходной августа.

Праздник был всенародным. Подготовка к нему шла по всей стране. В Москве центральными площадками были парки им. Горького и Сокольники, в других городах – местные парки.

Всюду слышалась духовая музыка. Люди пели песни, танцевали. В парках устраивались выставки, знакомившие публику с работой магистралей и рассказывающие о достижениях железнодорожного транспорта.

Хроника праздника труда на благо обороны

Первый военный День железнодорожного транспорта на Восточно-Сибирской отметили выходом на оборонный воскресник. В нём приняли участие около 42 тыс. работников магистрали. Проявляли активность домашние хозяйки и учащиеся школ, так что можно точно говорить о том, что праздник остался всенародным.

3 августа 1941 года были отремонтированы десятки километров железнодорожного полотна, десятки вагонов, паровозов, станков, точных приборов. Во многих цехах была наведена чистота. Было собрано большое количество металлолома, погружено и выгружено несколько маршрутов поездов.

Зима. В 7 часов утра состоялся митинг. Выступавшие призывали отметить День железнодорожника стахановским трудом, массовым участием в общедорожном воскреснике. 860 человек работали на станции Тыреть на отсыпке насыпи для путей. Они срыли 1650 кубометров земли. Коллектив вагоноремонтного пункта отремонтировал 7 вагонов.

Черемхово. На воскреснике работали 1372 человека. В фонд обороны перечислено свыше 10 тыс. руб. Рабочие цеха текущего ремонта вагоноремонтного пункта отремонтировали 20 вагонов. Бригады Маслова и Карнаухова дали по две нормы.

Батарейная. В воскреснике приняли участие почти все железнодорожники. Путейцы 7-го околотка на своём участке очистили от травы 2500 кв. м пути, убрали 380 куб. м балласта и выполнили другие работы.

Иркутск-2. Работали около 6 тыс. человек. В фонд обороны перечислено свыше 70 тыс. руб. Бригады цеха промывки № 2 (паровозное депо) Мирошниченко и Семеина отремонтировали три паровоза. Бригада рабочих механического цеха, которой руководил Пасечник, работала в ночную смену. Но домой никто не ушёл. Все члены бригады изъявили желание без отдыха отработать ещё смену. Задание они выполнили на 180%.

О чём писали в газете

Заголовки разворота праздничного выпуска «Восточно-Сибирского пути», вышедшего в воскресенье 3 августа 1941 года, говорили сами за себя: «Эпизоды самоотверженного труда», «Мастер кривоносовских скоростей», «Больше угля стране», «Молодое поколение», «Осваиваем железнодорожные профессии», «Сила советского патриотизма».

В передовой статье в тот день отмечалось: «Армия железнодорожников под руководством своего любимого сталинского народного комиссара тов. Л.М. Кагановича стоит на высоте предъявляемых ей задач. Каждый день приносит известия о величайшем мужестве советских патриотов-железнодорожников. Несмотря на бомбардировки, на обстрелы врага прифронтовых участков и станций, транспортники ни на миг не приостанавливают работы. Даже будучи ранеными, они не уходят с поста до конца смены. Все мысли и чаяния их направлены только на то, чтобы железнодорожный конвейер работал бесперебойно, чтобы передовые позиции были всем снабжены вовремя. Фашистские разбойники не могут поколебать боевой воинский дух советских железнодорожников, бессильны нарушить связь тыла с фронтом. С таким же героическим напряжением работают железнодорожники и в тылу. Со свойственной нашему народу сметкой, находчивостью, сообразительностью тысячи работников Восточно-Сибирской магистрали изо дня в день улучшают свои производственные показатели. Машинист-лунинец депо Зима орденоносец Василенко значительно перевыполняет нормы межпромывочного и межподъёмочного пробега паровоза. Сейчас перейдя на хозрасчёт, сэкономил государству свыше двух тысяч рублей. Четыре-шесть норм в смену дают сверловщицы Денисова и Ионова. За 15 дней июля вагонники Зиминского пункта технического осмотра своими силами отремонтировали без подачи в вагоноремонтный пункт и без отцепки от поезда 16 вагонов. Гарнитурщик депо Слюдянка Беляков 36 часов не уходил из цеха и обеспечил выпуск паровоза из ремонта раньше срока. Также 36 часов не уходя из цеха, работала бригада вагонников Улан- Удэнского вагонного участка под руководством бригадира Падина».

Чем ближе к победе, тем выше настрой

И в 1942 году Всесоюзный день железнодорожного транспорта на Восточно-Сибирской отмечался как трудовой день. На станциях, в депо, мастерских и на узлах проводился воскресник. Вся подготовка к нему проходила под углом борьбы за новые производственные успехи во всесоюзном социалистическом соревновании, и его участники встречали этот день перевыполнением заданий, планов, работой по графику, увеличением скоростей. Из Слюдянки и Улан-Удэ, Тайшета и Черемхово, Мысовой и Зимы командиры рапортовали о достойной встрече Дня железнодорожника.

В 1943-м вопрос о праздновании Дня железнодорожного транспорта рассматривался на заседании Иркутского областного комитета ВКП(б). В своём постановлении 1 августа 1943 г. бюро обкома указывало, что этот день должен пройти под знаком мобилизации всех работников Восточно-Сибирской железной дороги на выполнение первомайского приказа, с тем чтобы на основе Указа о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта добиться образцового выполнения государственных заданий по перевозкам, обеспечить бесперебойное снабжение фронта и народного хозяйства, образцово подготовить предприятия дороги к работе в зимних условиях.

Ну а в 1944 году этот всенародный праздник отмечался уже в радостной обстановке. Красная Армия одерживала новые грандиозные победы на фронтах Отечественной войны, освобождая от фашистов десятки городов, тысячи населённых пунктов, и приближалась к границам Германии. Её победоносное наступление воодушевляло народ на новые трудовые подвиги. Тысячи рабочих и служащих показывали образцы трудового героизма. Приказом по дороге 187 передовиков социалистического соревнования были награждены, 231 – премирован.

А затем – спектакль

В областном драмтеатре состоялось торжественное совместное заседание иркутских железнодорожников с представителями партийных, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных организаций города, посвящённое 9-й годовщине Сталинского Дня железнодорожника.

В президиуме – руководители областного, городского и районных комитетов партии, командиры, стахановцы предприятий дороги, комсомольские и профсоюзные работники. Присутствующие стоя, под гром аплодисментов избрали в почётный президиум членов Политбюро ЦК ВКП(б). С докладом о Сталинском Дне железнодорожника выступил исполнявший обязанности начальника дороги М.А. Нестеренко.

От имени железнодорожников узла Иркутск-2 с приветственным словом выступил начальник паровозного депо Птухин. Ферштер приветствовал собравшихся от имени Иркутского гарнизона. От женщин Восточно-Сибирской дороги выступила Половникова. Секретарь Иркутского обкома ВКП(б) Ефимов, поздравив железнодорожников с праздником, призвал их к новым трудовым подвигам на благо Родины.

Участники заседания единодушно приняли письмо железнодорожников Советского Союза товарищу Сталину, а также приветственную телеграмму народному комиссару путей сообщения Кагановичу. После заседания коллективом Ленинградского государственного нового театра юного зрителя был показан спектакль «Большевик».

Исполнявший обязанности начальника дороги М.А. Нестеренко отметил нескольких железнодорожников, добившихся больших успехов в труде. Так, путевой обходчик 10-й дистанции пути Дюжов, следуя примеру знатного путевого обходчика Казанцева, привлёк на ремонт пути членов своей семьи и отлично отремонтировал закреплённый за ним километр пути. Старший машинист 3-го класса паровозного депо Улан-Удэ Гаврилов своей образцовой работой добился звания лучшего машиниста Советского Союза. Среднесуточный пробег его паровоза составлял 500 км. Ежемесячно он экономил 15 т топлива. Мастер механического цеха паровозного депо Слюдянка Яковлев вывел свой коллектив в число передовых. Производительность труда по цеху составила 176%. Все рабочие цеха – стахановцы.

Отмечая успехи стахановцев-кривоносовцев, передовиков дороги, следует отметить, что в целом дела шли не блестяще. ЦК ВКП(б) в постановлении о работе Иркутского обкома ВКП(б) дал резкую оценку работы дороги. План погрузки первого полугодия был выполнен на 74,2%, плохо обстояло и с планом ремонта паровозов, вагонов, пути. Неудовлетворительно выполнялся график движения поездов. Впереди были дни напряжённого, упорного труда.
Александр Хобта, кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31