13 августа 2020 23:48

13 августа 2020 23:48

фото: Лейла Мустафаева

Качество в пробирке

Одна из задач, которая требует безотлагательного решения, – организовать работу таким образом, чтобы все поступающие на Восточно-Сибирскую дорогу материалы были охвачены входным контролем

Каждый месяц сотрудники Восточно-Сибирской химико-технической лаборатории проводят испытания более 15 тыс. проб, позволяющих оценить качество используемых материалов и ресурс узлов подвижного состава.
Константин Тыщенко, начальник Восточно-Сибирской химико- технической лаборатории
Константин Тыщенко,
начальник Восточно-Сибирской химико-технической лаборатории

– Константин Петрович, в условиях развития полигонных технологий, наверное, не так просто организовать качественный входной контроль той продукции, материалов, что поступают на предприятия Восточно-Сибирской дороги. С какими сложностями сталкиваетесь в работе?

– Давайте начнём наш разговор с того, что полигонные технологии не сильно повлияли на работу лаборатории. Наш основной заказчик – группа компаний «ЛокоТех». Сотрудничество с ним обеспечивает почти 90% всего объёма проводимых нами работ. Поэтому наш хлеб – это лабораторный контроль за материалами, которые применяются при ремонте локомотивов. И этот контроль – как входной, касающийся поступивших на производство материалов, так и эксплуатационный.

В чём суть последнего? По качественному составу масла в узлах локомотива в ремонтном комплексе могут судить о их работоспособности и ресурсе.

Как вы понимаете, локомотивное хозяйство довольно консервативное. Используемые в ремонте материалы – классические. Поэтому мы работаем по методикам испытаний и ГОСТам, созданным в период 60–80-х годов прошлого столетия. Но ответственность на специалистах лаборатории лежит очень большая. Работа требует постоянной концентрации внимания, осмысления происходящего, анализа, прогнозирования.

Второй сегмент нашей деятельности связан с утверждённым в компании «РЖД» перечнем материалов, которые при поступлении на главный материально-технический склад ВСЖД должны получить заключение нашей лаборатории. То есть мы должны подтвердить качество продукции. Речь идёт о смазках, маслах, топливе: бензине, дизеле, мазуте. Мы даём заключение о качестве электролитов, угольных вставок, некоторых видов металлов. Те же тормозные колодки проходят экспертизу у нас. Ещё раз скажу: перечень материалов большой.

Кроме того, одной из задач подразделений лаборатории является контроль состояния сточных вод во внутренних колодцах, расположенных в границах предприятий. И это третий пласт нашей деятельности. Всё это я говорю к тому, чтобы вы могли представить, какой объём работ делает коллектив дорожной ХТЛ.

В её составе десять лабораторий. Они расположены на площадках ремонтных локомотивных предприятий от Улан-Удэ до Новой Чары. Головная лаборатория – в Иркутске. Она хорошо оснащена и выполняет в том числе роль арбитража, если заключение на качество, выданное другим нашим подразделением на линии, требует пересмотра. На иркутский объект приходится наибольший объём проб, в первую очередь потому, что здесь работают с главным материальным складом.

Иркутской лаборатории исторически предопределено быть первостатейной. Мы разбирали наши архивы. Судя по документам, в 1936 году была создана химико-техническая лаборатория при паровозном депо в Иркутске. Она вошла в состав дорожной ХТЛ, открытой на Восточно-Сибирской магистрали в 41-м.

Весомые подразделения в Улан-Удэ, Нижнеудинске, Вихоревке. Всего у нас трудятся 56 человек. За 5 месяцев этого года количество проб материалов, испытанных в подразделениях Восточно-Сибирской лаборатории, составило 75, 6 тыс.

Вы задали вопрос, с какими сложностями мы сталкиваемся в работе. Существуют организации, получающие напрямую материалы, которые минуют склады дирекции снабжения. И наша задача – организовать работу таким образом, чтобы все поступающие на Восточно-Сибирскую дорогу материалы были охвачены входным контролем.

– В прошлом году на сетевой школе в Иркутске, участниками которой стали руководители ХТЛ дорог страны, речь шла об инвестициях в основные фонды подразделений. Какие планы по развитию дорожной лаборатории?

– В этом году мы ожидаем поступления оборудования в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» на сумму 13 млн руб. Заключены договоры, поставки назначены на август – сентябрь. Планируем обновить фонд аппаратуры для определения температур вспышки в открытом и закрытом тигле. Ждём приборы спектрального анализа на наличие серы в дизельном топливе, калориметр для определения теплотворной способности каменного угля, твердомер. Появится у нас три ЛАЗа – приборы определения температуры застывания, в частности, дизельного топлива.

– В начале разговора вы отметили, что в ремонте локомотивов используются классические материалы. Но мы живём в эпоху новаций. И рынок предлагает новую продукцию. А если потребуется, коллектив лаборатории сможет работать в условиях быстро меняющихся обстоятельств?

– Я действительно упомянул о консервативности локомотивного хозяйства. Но, конечно же, появляются новые образцы тех же смазок, которые похожи на прежние, однако они уже имеют более устойчивые характеристики в разных режимах работы. В компании отслеживают эти изменения, информируют дорожные ХТЛ. В локомотивах начали использоваться моторно-осевые узлы на подшипниках качения. Там применяется импортная смазка «Арканол». С ней мы уже работаем. И подобных примеров, доказывающих, что наш коллектив открыт ко всему новому, я готов привести немало.
Лейла Мустафаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31