12 июля 2020 00:04

12 июля 2020 00:04

фото: Архив ВС ЦНТИИБ

Старты военного времени

Воля железнодорожников была такова, что их желанию участвовать в соревнованиях не могли помешать возросшие нагрузки, недосыпание, недоедание и разлука с близкими их сердцу людьми

Обрушившиеся на страну испытания кардинально отразились и на возможности железнодорожников Восточно-Сибирской заниматься физической культурой. Но даже огромные нагрузки на работе не смогли помешать их желанию тренироваться и выходить на старты соревнований.
Работники дороги понимали, что их могли в любой момент призвать на фронт. А там физическая сила, закалка, выносливость, способность преодолевать лишения и трудности лишними не будут.

Учитывая особенности военного времени, постоянную поддержку спорту оказывало руководство дороги, партийная и комсомольская организации. Активно действовало созданное в 1935 году ДСО «Локомотив».

С учётом военного времени акцент делался на военно-прикладные виды спорта. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» распространился и на физкультурное движение. Повсеместно на всех крупных станциях и предприятиях создавались секции стрельбы, гранатометания, штыкового и рукопашного боя, фехтования, плавания, бокса, лыжного спорта, борьбы.

В июле 1941 года в Иркутске прошли состязания по плаванию в бассейне на классических дистанциях. Состоялись заплывы в одежде с гранатой для женщин и винтовкой для мужчин. Участвовавший в них спортсмен из «Локомотива» Иван Сноркин стал победителем, преодолев 1000 метров вольным стилем за 20 мин 38,4 сек.

Во Всероссийский день физкультурника на стадионе «Локомотив» прошли легкоатлетическая эстафета, сдача нормативов ГТО и состязания по баскетболу, волейболу, теннису, городкам, метанию гранаты, преодолению полосы препятствий. Первая и вторая команды «Локомотива» приняли участие в футбольных матчах с «Динамо», «Спартаком» и представлявшим одну из воинских частей «Авангардом».

С первым снегом железнодорожники встали на лыжню, а в конце декабря состоялись эстафеты работников военизированной охраны и 3-й дистанции связи. Представители военизированной охраны совершили переход от Тайшета до Петровского Завода, а связисты – от Иркутска-1 до Черемхова. Их примеру последовали на других предприятиях. В пути следования участниками эстафеты были проверены устройства железной дороги, проведены лекции и беседы с обслуживающим их персоналом и жителями населённых пунктов.

В конце года стартовал первый дорожный лыжный кросс. Лучшими стали спортсмены Иркутского отделения. Второго места удостоилась команда Улан-Удэнского отделения, третьего – лыжники Зиминского, четвёртого и пятого – команды Нижнеудинского и Гусиноозёрского отделений.

Готовясь ко второму кроссу, намеченному на 1–23 февраля 1942 года, школьники Нижнеудинского узла объединились для регулярных тренировок в пятёрки. По такому же методу тренировались в вагоноремонтном пункте.

В конце мая – начале июня этого же года на стадионе «Локомотив» состоялся военизированный мотокросс со стрельбой, гранатометанием, преодолением условно заражённой зоны.

На протяжении всей войны на ВСЖД шло обучение спортивных специалистов. К середине 1942-го «Локомотив» выпустил 64 инструктора по рукопашному бою, которые направлялись на военно-учебные пункты и стадионы. На тот период времени во всех низовых коллективах ДСО было подготовлено 80 инструкторов по военно-лыжному делу, 20 – по лёгкой атлетике, 10 судей по футболу, волейболу, городкам и другим видам спорта.

В середине июля на стадионе «Локомотив Востока» в Иркутске прошёл дорожный турнир по футболу, на который приехали команды из Улан-Удэ и Нижнеудинска. Первое место заняли хозяева поля.

Летом того же года в состоявшемся профсоюзно-комсомольском кроссе приняло участие более 10 тыс. работников ВСЖД. 9200 из них успешно сдали нормативы ГТО и БГТО. Особенно хорошо себя показали учащиеся Зиминского железнодорожного училища, работники Нижнеудинского вагоноремонтного завода, Улан-Удэнского депо, железнодорожной школы № 1 на станции Иркутск-1.

В августе 1942-го на объединённых соревнованиях легкоатлетов Иркутской области и Иркутска спортсмены «Локомотива» заняли первое командное место. Победителями в личном зачёте стали Лысенко, Азарёнок, Шапров, Лиман, Чирченко. Прошедшая тогда же встреча по футболу завершилась победой железнодорожников. А в августе игроки «Локомотива» выиграли в товарищеском матче у соперников из Н-ской части со счётом 5:3.

В мае 1943 года в Иркутске прошли профсоюзно-комсомольский кросс и несколько футбольных встреч.

С 13 февраля по 1 марта 1944 года состоялся дорожный лыжный кросс, посвящённый 26-й годовщине Красной Армии. В кроссе на станции Слюдянка участвовали 3355 молодых спортсменов. А в масштабах дороги в нём приняли участие 16 тыс. человек. Лучшего результата на дистанции 1000 метров добился комсорг вагонного участка Иркутск-1 Беллион. В беге на 500 метров первой стала Шипилова.

С 19 по 21 августа на стадионе «Локомотив Востока» прошли дорожные соревнования по лёгкой атлетике фронтовых бригад и сборных команд ДСО «Локомотив», Нижнеудинска, Зимы, Иркутска-1, Слюдянки, Улан-Удэ, Гусиного Озера, Иркутска-2. Победила команда управления ВСЖД, второе место заняли уланудэнцы. У женщин первенствовали спортсменки Зимы. Среди молодёжно-фронтовых бригад сильнейшими стали паровозники депо Иркутск-2.

В 1944 году летом прошли лично-командные соревнования по гимнастике среди спортшкол ДСО «Локомотив», который выиграли юные спортсменки из Улан-Удэ. Одним из самых массовых соревнований года стал июньский профсоюзно-комсомольский кросс. В нём приняли участие 38700 физкультурников. Более половины из них сдали нормы ГТО и БГТО. При этом обладателями знаков БГТО стали 10 тыс. школьников.

В конце ноября предпоследнего года войны в Тбилиси состоялась первая Всесоюзная спартакиада ДСО «Локомотив». Спортсмены ВСЖД выступили во всех четырёх видах программы: по лёгкой атлетике, баскетболу, волейболу и футболу. Наш Константин Шапров стал лучшим в беге на 400 метров. У женщин быстрее всех пробежала 100-метровку Татьяна Сидоренко. Четвёртое место на дистанции 800 метров заняла Галина Лукашенко.

От начала и до конца войны не прекращалась на ВСЖД и пропаганда здорового образа жизни. Так, на станциях Зима и Тулун прошли лекции по темам «Физкультура как фактор оздоровления и повышения производительности труда», «Самоконтроль физкультурника» и другие. Всего же их прослушали свыше тысячи человек.

(по материалам газеты «Восточно-Сибирский путь» 1941–1945 годов и книги Эдуарда Азербаева «Иркутский спорт в XX веке»)

Александр Иванов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31