18 февраля 2020 04:10

18 февраля 2020 04:10

фото: Личный архив Сергея Елисеева

По нехоженным маршрутам

Работы иркутского исследователя в области малоизученных проблем колебательных систем востребованы транспортной отраслью

120 патентов и авторских свидетельств на изобретения и полезные модели удостоился за годы своей деятельности на поприще науки профессор ИрГУПСа, заслуженный деятель науки РФ Сергей Елисеев.
В России его имя хорошо известно. Знают и за рубежом. Свидетельство тому – недавно напечатанная в известном международном издательстве Springer, специализирующемся на выпуске научных, технических, медицинских книг и журналов, его монография на английском языке «Теория колебаний». Она посвящена малоизученным проблемам в области динамики механических колебательных систем.

Среди коллег Елисеев известен тем, что является автором и соавтором 750 научных работ, имеет более 100 изобретений и более 20 научных монографий, вышедших в центральных издательствах. По количеству публикаций по машиностроению и механике он входит в первую десятку авторов, пишущих на эти темы в России.

Одно из важнейших направлений его деятельности – поиск способов и средств защиты технологических и транспортных машин от действий вибрационных возмущений. Сергей Викторович внёс большой вклад в разработку методологической основы, позволяющей решать задачи оценки и формирования динамического состояния технических объектов, которые представляют собой механические колебательные системы, он разработал методологию решения широкого класса задач динамики технологических и транспортных объектов.

В частности, под руководством Елисеева в начале 80-х для решения задач виброзащиты был создан один из первых в стране пакет прикладных программ по автоматизированному исследованию и расчёту виброзащитных систем.

Значительная часть его исследовательского багажа посвящена изучению особенностей проявления вибрационных состояний объектов железнодорожного транспорта.

– Своё первое исследование по этому направлению я провёл во время учёбы в аспирантуре, – вспоминает он. – Тема того научного исследования была связана с вибрацией тяговых двигателей постоянного тока электровозов и особенностями коммутации тяговых машин в условиях вибрации.

То был 1967 год. С того времени Елисеев и стал заниматься проблемой вибрации в технологических и транспортных машинах. Областью его научных интересов стала динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры. Практическое применение его разработкам по этой теме нашлось на ряде предприятий страны. В частности, использованы они в Северомуйском тоннеле, на Казанском оптико-механическом заводе.

Елисеев внёс свой интеллектуальный взнос в развитие целого ряда других научных направлений. Одним из них является промышленная робототехника. В этой сфере он стал пионером внедрения интеллектуальных систем в регионе. Работая в Иркутском научном центре СО АН СССР, Сергей Викторович основал в нём со своими учениками отдел робототехники и искусственного интеллекта, который затем превратился в автономный отдел робототехники, автоматизации и технической физики при президиуме ИНЦ.

Значительная часть его исследований выполнена в период работы в системе РАН с академиком Владимиром Матросовым, создателем Иркутского вычислительного центра СО РАН. Теперь это институт динамики систем и теории управления имени Матросова.

Для применения в области робототехники и автоматизации производства учёным разработан метод исследования сложных манипуляционных систем средствами пакета прикладных программ ПАМИР, который принят в Государственном фонде алгоритмов.

Первая монография по промышленному внедрению роботов была написана им ещё в 1982-м. Она была написана на основе конкретных разработок, которые внедрялись на Иркутском авиазаводе. Годом ранее это предприятие заняло первое место по Министерству авиационной промышленности по внедрению промышленных роботов.

– Сейчас, когда нам преподносят роботов как панацею от общих бед, я хочу напомнить, что в России работы по робототехнике и искусственному интеллекту начались ещё в начале 70-х, – подчёркивает он.

В академии наук Елисеев работал до 1990 года в должности заместителя председателя президиума Иркутского научного центра. Последующие пять лет трудился заместителем генерального директора Сибэкспоцентра в Иркутске по научной работе. Следующую пятилетку он посвятил работе помощником депутата Государственной думы РФ Юрия Тена с совмещением работы в Восточно-Сибирском институте экономики и права.

Непосредственно с железной дорогой Елисеев сотрудничает с 2000 года. В ИрГУПСе он трудился проректором по общественным и международным связям. Занимался и подготовкой молодых кадров. Как научный руководитель участвовал в защите не менее 75 кандидатских и докторских работ.

Задатки рационализатора и изобретателя проявились в нём ещё в юные годы. Когда обучался в Иркутском авиационном техникуме, прославился с группой своих друзей на весь СССР. Известность обеспечили изготовленные ими по собственным чертежам аэросани и трёхколёсный велосипед. О чём поведал популярный журнал «Техника молодёжи».

Качества настоящего инженера проявились в годы обучения на машиностроительном факультете Иркутского горно-металлургического института (ныне ИрНИТУ). Оканчивая его и готовясь к защите дипломной работы, он разработал проект вертикально-фрезерного станка с числовым программным управлением, который предназначался для внедрения на Иркутском заводе тяжёлого машиностроения.

Он принимал участие в программных научных стажировках в ведущих университетах США – Иллинойском и Массачусетском, высшей технической школе Франции в Париже, образовательных центрах Индии, Германии, Англии и Китая. А несколько его воспитанников трудятся и сейчас в различных странах.

Четыре года назад его научная деятельность отмечена Благодарностью президента России Владимира Путина. Удостоен он также звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Является действительным членом международной и российской инженерных академий, Российской академии инженерных наук, Российской академии авиации и космонавтики имени Циолковского и других.

О широком научном кругозоре Сергея Викторовича говорит и то, что он выполнил немало ценнейших разработок в отраслях, далёких от теоретической механики. Профессор выполнял анализ геополитических и социально-экономических проблем транспортной политики России в Сибири и на Дальнем Востоке, является активным участником международных форумов и конференций.

Научную школу Елисеева прошли немало талантливых исследователей. Под его руководством защитили диссертации пять докторов наук, 70 кандидатов наук. Одновременно Сергей Викторович выполнял обязанности заместителя председателя технико-экономического совета при обкоме КПСС, занимался разработкой комплексной программы развития Иркутской области, возглавлял Иркутский областной совет научно-технического общества, избирался депутатом Иркутского областного совета народных депутатов, членом Облисполкома Иркутской области, членом советов по проблемам машиностроения и автоматизации научных исследований при Президиуме АН СССР.

Сегодня он продолжает активно заниматься научной, издательской и изобретательской деятельностью, расширяет систему контактов в профессиональной среде. Его по-прежнему можно увидеть на рабочем месте, рядом со своими учениками.

– Под руководством Сергея Викторовича сегодня ведутся исследования по темам «Динамика и прочность машин, приборов и аппаратуры», «Машиноведение», «Теоретическая механика и другим, – отметил доцент ИрГУПСа Роман Большаков. – Работать с ним интересно и плодотворно.
Александр Иванов

Элемент не найден!