18 февраля 2020 04:11

18 февраля 2020 04:11

фото: Архив «ВСП»

Энергетики просят открыть пошире «окна»

Работы по модернизации электрохозяйства и контактной сети на станции Слюдянка-1 вступили в завершающую фазу.
Электротяга пришла на юг Байкала в далёком 1956 году. Почти 40 лет участок от Зимы до Слюдянки работал на постоянном токе и Слюдянка была станцией стыкования, на которой происходило переключение электроподвижного состава с постоянного тока на переменный.

В 1995-м участок был полностью переведён на «переменку». При этом старую начинку убирать не стали, в результате в сложном электрохозяйстве станции до последнего времени присутствовали устройства, оставшиеся со времён постоянного тока.

Устранить эти рудименты прошлого века, а также заменить отработавшие свой срок сети и оборудование была призвана программа модернизации электрохозяйства станций Слюдянка-1 и Слюдянка-2, которая началась в 2014 году.

– Нормативный срок эксплуатации контактной сети – 50 лет, – говорит начальник технического отдела Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению Анатолий Козулин. – Станция Слюдянка-1 полностью выработала свой моральный и физический ресурс.

Заказчиком выступила Дирекция по строительству сетей связи. Исполнителем стало ООО «Контактсетьстрой-138». Общий объём финансирования составил 862,5 млн руб.

Проект реконструкции включил в себя демонтаж старых и монтаж новых устройств контактной сети, а также устройств нетягового электроснабжения станций Слюдянка-1 и Слюдянка-2 и перегона между ними. Развёрнутая длина контактной сети превышает 50 км. Плюс – протяжённые участки фидерных трасс, а также волноводов и линий продольного электроснабжения.

На 1 января 2020 года контактная сеть заменена на протяжении 43,64 км, что составляет 88%. Демонтировано 653 старых и установлено 964 новых опор.

В своё время Слюдянка-1 была электрифицирована на гибких поперечинах, на которых отсутствовала возможность размещения осветительных приборов. Проект модернизации предусматривал установку полутора сотен жёстких поперечин с 692 светодиодными светильниками.

Сегодня эти работы практически завершены, благодаря чему в границах станции Слюдянка-1 удалось существенно повысить освещённость путей и привести её в соответствие с требованиями ГОСТа.

Общий контроль выполнения работ и соблюдения норм электробезопасности ведут работники Мысовской дистанции электроснабжения. Заместитель начальника дистанции Евгений Мартынов сообщил, что все работы выполняются со снятием напряжения и с закрытием для движения поездов. Как правило, на «окна» выезжает бригада численностью 20–25 человек. Элементы контактной сети сначала размещают, или, как говорят энергетики, раскатывают на земле, потом поднимают наверх, на изоляторы.

– Производительность в течение одного технологического «окна» разная. Бывало, что и километр и больше километра меняли, – объясняет Евгений Мартынов, – всё зависит от предоставления «окон». Нужно же ещё движение не нарушить, чтобы станция «ехала». Когда работы проводятся в объёме реконструкции и капитального ремонта, используются поддерживающие конструкции, автомобильные краны. Установка опор также ведётся с помощью кранов.

Длительный срок реконструкции объясняется сложностью выполняемых работ. С тех времён, когда Слюдянка была станцией стыкования, осталось множество разделений и другого оборудования. Поэтому сейчас приходится менять все провода и все опоры.

Но самая большая сложность даже не в этом. Главной проблемой для работников подрядной организации стало непредоставление технологических «окон», что, в свою очередь, объясняется напряжённым характером работы станции. В Слюдянке заканчивается горно-перевальный участок, происходит отцепка локомотивов подталкивающего движения, так называемых «толкачей». Всё это накладывается на возрастающий с каждым годом грузопоток.

Задача на 2020 год стоит достаточно сложная: монтаж 14 км контактной сети, демонтаж 165 опор и 8 жёстких поперечин. Объём довольно серьёзный, и его выполнение зависит не только от исполнителей работ, но и от соблюдения графика предоставления технологических «окон».
Сергей Кулыгин

Элемент не найден!