25 февраля 2020 08:56

25 февраля 2020 08:56

фото: Музей истории ВСЖД

Они трудились за Родину

Вклад, который внесли в общее дело разгрома врага юные железнодорожники ВСЖД, был не детским, не символическим

Великая Отечественная принесла лишения детям военной поры и стала серьёзным испытанием для их школьных наставников. Но она же открыла неисчерпаемые возможности в преодолении этих трудностей, вызвала к жизни многообразие форм учебной, воспитательной работы школы, воспитала волю и настойчивость в достижении главной цели – победы над врагом.
Перевыполняя взрослые нормы выработки

В последние дни октября 1941 года в цехе среднего ремонта вагонного депо Иркутск-2 кипела напряжённая работа. Большую помощь опытным кадрам оказывали 17-летние ребята. Алёша Коновалов и Николай Капитонов обучились новой профессии слесаря-автоматчика и заслужили похвалу от мастера безотцепочного ремонта.

Яша Новожеев выполнял дневные задания на 160%, а Миша Алексейцев выдавал по полторы нормы за смену и одновременно столь успешно осваивал специальность осикатора, что вскоре его назначили бригадиром колёсного цеха. Юркий, смышлёный Алёша Москаленко, работая кровельщиком, выполнял норму на 200%.

Секретарь комсомольской организации депо Иркутск-2 А. Косых вспоминал: «Было много 14-летних. В работе именно они, ещё не призванные в армию и расставшиеся со школой, задавали тон. Это сварщик Ильин, разметчик Иван Иванов, токарь Аня Чепелева, пресс-аппаратчик Бысперов, токарь Дианова, слесарь Коноплёв и др., их фамилии красовались на красных щитах у входа в депо».

Каникулы подождут до победы

В целях обеспечения более полного прохождения программного материала учащимися неполных средних и средних школ и предоставления им возможности участия в весенних сельскохозяйственных работах приказом народного комиссара путей сообщения № 139Ц от 6 марта 1942 года в 5–10-х классах были отменены весенние каникулы. Учебные занятия во всех классах железнодорожных школ закончились 20 мая.

Ранее другим приказом наркома, от 21 февраля 1942-го, учащиеся 8–10-х классов железнодорожных школ переключились на учебные планы и программы техникумов. В пределах ВСЖД на них перешли иркутские школы № 42 и № 78 и улан-удэнская – № 68.

15 июля 1942 года Совет народных комиссаров постановлением № 1184 разрешил принимать в железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) для подготовки помощников машинистов школьников начиная с 15 с половиной лет, бригадиров пути – с 16, стрелочников, поездных кондукторов, путевых обходчиков и составителей поездов – с 16 с половиной лет.

С детской дороги – в кабину машиниста

Война не могла не изменить и работу малой Восточно-Сибирской дороги. За зиму 1941–1942 годов здесь было подготовлено 67 новых молодых специалистов. Все они сдали испытания только на хорошо и отлично. Своими силами юные железнодорожники провели текущий ремонт паровоза.

Большое внимание было уделено практической езде на ВСЖД. Так, бригада в составе машиниста смены Дода Гуревича, помощника машиниста Рэма Тишина и кочегара Юры Корнилова совершила три рейса на плече Иркутск-2 – Черемхово и обратно.

На некоторых перегонах ребята самостоятельно вели поезда. В этих составах движенцы работали кондукторами, ревизорами и проводниками. Кроме того, они провели несколько смен дежурными по станции Байкал.

В сентябре 1942-го малая магистраль прекратила свою работу. Паровозы передали на завод им. Куйбышева, туда же вскоре перешли девять юных железнодорожников. С марта по май 1944 года они перевезли около 1500 тонн груза. Рэм Тишин и Юра Корнилов самостоятельно водили узкоколейные поезда от предприятия до станции Иркутск – разумеется, под присмотром взрослых. Хорошо справлялись с делом Вадим Перелыгин, Владимир Наумов, Евгений Семеусов, Юрий Калинин и другие.

Станция маленьких мастеров

Открытая в 1934-м детская техническая станция также изменила свою работу. С 1 августа 1941 года при ДТС стали работать три группы слесарей-паровозников (59 человек), две группы электромехаников связи (25), две группы радистов-коротковолновиков (30), группа помощников машинистов (6), группа шофёров (10), группы киномехаников и станочников по 10 человек. Кроме того, при ДТС работали 13 кружков: паровозников, вагонников, путейцев, электротехников, деревообделочников, авиамодельный и фотокружок. Всего в них было 90 ребят. С осени в группах подготовки железнодорожников и кружках занимался 241 человек.

Производственные группы занимались три раза в неделю по два часа. Затем – производственная практика на паровозах.

Домашнее задание на клочке газеты

Многие школьные здания на ВСЖД забирали для других неотложных нужд. Занятия проводились в приспособленных помещениях: в клубных комнатах и фойе, в жилых домах, разбросанных по посёлку, как это было, например, в Алзамае.

Учились в три смены. В июне 1942 года помещения некоторым школам возвращены, но без потерь не обошлось. Так, в слюдянской школе № 51 был разобран на дрова школьный сарай.

В первом военном учебном году школы испытывали недостаток учебников и тетрадей. В Танхойской школе-интернате № 55, например, отсутствовали учебники по истории. Особенно плохо было с тетрадями: уже в 1942-м в учебный год пришлось вступить с месячным запасом. Домашние и классные задания выполнялись на клочках бумаги, вырванных из книг листах, на газетах. Хотя дорожный школьный отдел и местные органы власти принимали меры по обеспечению школ тетрадями.

На время войны пришёлся пик развития тимуровского движения. Помощь в первую очередь оказывалась семьям фронтовиков, но не меньшее внимание уделялось сбору подарков для бойцов Красной Армии.

В первый военный учебный год в танхойской школе-интернате № 55 было три тимуровских команды. А к 1944-му их число выросло до 11. Их дела навсегда останутся в истории ВСЖД.

Осенью 1941-го тимуровская команда узнала, что у жены красноармейца Елены Миневой, которая работала уборщицей в пекарне, трое маленьких детей, самый старший из них учился в первом классе. Вскоре тимуровки Маруся Ключерёва и Дуся Хохлова пришли помогать семье. Они навели порядок в доме и остались нянчиться с детьми.

Ребята постепенно привыкли и стали относиться к девочкам как к своим родственникам. Однажды тимуровки заметили: «тётю Елену» беспокоит, что руки не доходят до колки дров. Сообщили об этом своему командиру Жене Золину. И в следующий раз во двор к Миневым пришла вся команда. Через несколько часов дружной работы во дворе была солидная поленница.

Такую же помощь в заготовке дров оказала танхойская тимуровская команда жене красноармейца Ольге Николаевне Черноте и многим другим.

Тимуровцы Танхоя не боялись никакой работы. Они находили её на погрузке и разгрузке в порту, ловили в Байкале брёвна с развалившихся плотов. Следы их участия были видны повсеместно. При этом тимуровцы успевали и в учёбе.

Школы откликнулись на призыв И.В. Сталина о помощи фронту. Общественно полезная работа заключалась в сборе денег и покупке облигаций в фонд обороны, приобретении билетов денежно-вещевой лотереи, подписке на заём, отчислении однодневного заработка до конца войны, сборе подарков и тёплых вещей для фронтовиков, обтирочного материала для транспорта, средств на постройку танка имени Зои Космодемьянской.

По совести говоря, заслуги детей войны перед страной стоят в одном ряду с подвигом фронтовиков. В плане почестей их труд на уровне государства, мягко говоря, не переоценён.
Александр Хобта, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД