07 апреля 2020 09:51

07 апреля 2020 09:51

фото: Архив Сергея Быковского

В мастерской не меняют профессию

Бригадир по рельсовым цепям Слюдянской дистанции пути Сергей Быковский назван по итогам работы в 2019 году одним из лучших рационализаторов Восточно-Сибирской магистрали

Сергей из тех представителей инженерного мира, миссия которых – создавать инновационные продукты, генерируя зёрна научных достижений.
В Слюдянке однофамильца советского космонавта № 5, кроме того, что он железнодорожник, знают как человека, склонного к настоящей исследовательской деятельности. Мастерская, где он часто проводит свободное от работы время, отдалённо напоминает квартиру из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»: она заставлена электроникой, пробирками, мензурками, компрессорами, станочным оборудованием, устройствами 3D-технологий.

Большая часть оборудования сконструирована им по собственным чертежам и предназначена для проведения экспериментов по электрохимии. Из этой серии – установка для полировки металлов при помощи электрической плазмы. Создавал он её сугубо для своих целей. Но оказалось, что метод электролитно-плазменной полировки может пригодиться и на железной дороге. Недавно агрегат был успешно испытан Быковским на предмет продления срока службы рельсовых стыковых соединителей. Как оказалось, при обработке этих деталей всего за 20 секунд с них стираются следы коррозии, а поверхность становится идеально ровной. Плюс к этому на ней образуется неорганическая пассивирующая плёнка, предохраняющая металл от разрушительного окисления.

Оценив результаты тестирования, в дистанции пути приняли решение взять этот метод на вооружение, а результаты опытов Быковского использовать для разработки проекта бережливого производства. По предварительной оценке ожидаемый экономический эффект от реализации предложения может составить около 500 тыс. руб. Ну а сам бригадир записал на свой счёт 15-е рацпредложение, направленное на улучшение технологических процессов, реализуемых при текущем обслуживании пути.

Большая часть предложений также прошла обкатку в его мастерской. Там Сергей изготовил и испытал свойства медно-графитовой смазки собственного производства, которая используется для обработки токопроводящего стыка с целью уменьшения его омического сопротивления. Опытным путём установлено, что качество этого смазочного материала намного выше приобретаемого у поставщиков.

Здесь же он разработал электрохимический способ улучшения токопроводности металлических накладок токопроводящего стыка, применив для покрытия контактирующих с рельсом их частей хром, который не подвержен разрушению в кислых и щелочных средах.

В портфеле Быковского – разработки, позволяющие противостоять проблеме намагниченности деталей, укладываемых в путь. Одно из его рацпредложений направлено на ослабление магнитного поля за счёт нанесения на композитную накладку в изолированных стыках АпАТэК и ПЛАСТРОН в зоне соединения рельсов магнитно-шунтирующего слоя, в состав которого входят эпоксидная смола и ферромагнитный порошок.

В минувшем году бригадир нашёл оригинальное решение для извлечения металлической стружки, скапливающейся в изолированных стыках. Для этого он сконструировал прибор, состоящий из электромагнита на переменном токе и блока питания персонального компьютера.

Поданные Сергеем рационализаторские предложения в большинстве своём направлены на безопасность движения на железной дороге и улучшение перевозочного процесса, позволяют более эффективно использовать материалы верхнего строения пути, продлевать их срок службы, повышать производительность труда работников, задействованных в процессе текущего обслуживания пути, сокращать время проведения технологических операций.

– Несколько новшеств Сергея Александровича, улучшающих технологию содержания рельсовых цепей, взяты на вооружение другими дистанциями пути, осуществляющими свою деятельность на полигоне ВСЖД, – оценил новаторский вклад бригадира главный инженер Слюдянской дистанции пути Павел Ляхов.

Большим подспорьем для монтёров пути стал разработанный Сергеем способ удаления ржавчины с элементов скрепления, таких как болты и шурупы. Для устранения с них окислов, он предложил перед применением обрабатывать их поверхность в течение пяти минут в гальванической ванне под током с залитым в неё раствором обычной поваренной соли.

На сокращение эксплуатационных расходов при текущем обслуживании пути направлено его рацпредложение, позволяющее производить очистку воды из сетей водоснабжения с помощью водоочистителя «Барьер Профи Осмо 100». Такая вода по своим свойствам не уступает той, что имеется в продаже и обычно приобретается для разбавления контактирующей жидкости.

Предложенный им метод измерения радиуса кривой рельсовой линии при помощи лазерного дальномера позволяет избежать необходимости задействовать на этой операции трёх монтёров пути.

Неплохую экономию средств сулит его предложение по использованию эмали 511 для окраски металлических частей изолирующего стыка вместо применяемой алкидно-уретановой эмали «Вега ЖД RAL 5010».

Каждая идея рационализатора прошла предварительную обкатку в тестовом режиме. Например, прежде чем предложить способ устранения магнитного поля в изолированных стыках при помощи композитного состава, он сам изготовил высоко-дисперсный ферромагнитный порошок из смеси для алюмо-термитной сварки.

– Выходить на нужные решения мне помогает увлечение технической литературой. А ещё при решении проблем часто советуюсь со своим отцом, – говорит Сергей.

Александр Петрович Быковский трудился на предприятиях здешнего железнодорожного узла, преподавал в местной школе-интернате. Сейчас руководит музеем истории ВСЖД на станции Слюдянка. Удивляет туристов, приезжающих на Кругобайкальскую железную дорогу, артефактами исторической экспозиции. К новаторскому творчеству тоже неравнодушен. На его счету более 20 рацпредложений, направленных на безопасность движения поездов, улучшение технологий производства, выполнение работ с меньшими затратами.

При его участии на берегу Байкала заложен памятный знак из камня, посвящённый подводникам, проходившим в годы Великой Отечественной войны подготовку в школе водолазов в Слюдянке. В самом музее им смонтирован интерактивный телеграфный аппарат. В ближайшее время он рассчитывает создать на натурной площадке музея с образцами старой железнодорожной техники и элементами пути скульптурную композицию на железнодорожную тему.

В планах Быковских – открытие бесплатных обучающих курсов по работе на станках с числовым программным управлением, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Вести обучение они намерены в той же мастерской, где Сергей ставит свои эксперименты. Бригадир планирует заняться поиском возможностей для повышения продолжительности срока службы изолирующих элементов рельсовых цепей и сделать своими руками собственной конструкции фрезерный 3D-станок большого формата.
Александр Иванов