18 февраля 2020 04:29

18 февраля 2020 04:29

фото: Александр Иванов

Платформа Потапова

За 41 год работы на ВСЖД он внёс существенный вклад в развитие медицинских технологий и повышение уровня обслуживания в лечебных учреждениях

Почётному железнодорожнику, почётному работнику транспорта и заслуженному врачу Российской Федерации Алексею Потапову в минувшую среду исполнилось 80 лет.
Ветераны-железнодорожники говорят об этом человеке, в течение 33 лет руководившем врачебно-санитарной службой Восточно-Сибирской дороги, много добрых слов. И нисколько не будет преувеличением, если кто-то из них сравнит Потапова с архитектором, который заложил на ВСЖД основы медицины современного типа.

Как руководитель важнейшего структурного подразделения ВСЖД он внёс существенный вклад в развитие медицинских технологий и повышение уровня обслуживания в лечебных учреждениях.

В годы его руководства сеть медицинских учреждений дороги стала прирастать современными, отвечающими духу и потребностям времени больничными комплексами на станциях Слюдянка, Наушки, Мысовая, Лена, Коршуниха-Ангарская, Усть-Илимск, Чуна. Новые объекты возводились на станциях Иркутск-Сортировочный и Улан-Удэ. В их состав вошли поликлиники, хирургические корпуса. В дорожной клинической больнице Иркутск-Пассажирский были проложены подземные переходы, позволяющие попадать из одного корпуса в другой без выхода под открытое небо, появились терапевтический и хозяйственный блоки.

– Однажды, – вспоминала заслуженный врач России бывший главный врач больницы на станции Иркутск-Сортировочный Мария Павлова, – вызвал меня Алексей Иванович и говорит: «Есть возможность построить современную поликлинику. На это дело деньги будут. Но надо срочно найти подходящий проект». И действительно, когда удалось разыскать проект, под него были выделены необходимые средства, и в 1997 году была возведена четырёхэтажная поликлиника на 800 мест. Такой нигде не было в Иркутской области.

Новостройки не обошли станции Северобайкальск, Тайшет и Зима.

Именно в эти годы железнодорожники получили возможность лечиться в открывшихся специализированных отделениях терапевтического профиля. Появились такие направления, как кардиология, гастроэнтерология, ревматология, общая хирургия, травматология. И это далеко не полный перечень того, чем занимался Потапов.

В поле зрения у Алексея Ивановича находился весь медицинский комплекс дороги. И не было таких проблем и нужд у больниц и поликлиник, которые бы он обходил стороной.

– Расширению возможностей железнодорожной медицины на ВСЖД уделялось огромное значение, – рассказывает Алексей Иванович. – Кроме учреждений здравоохранения, строящихся на станциях Транссибирской магистрали с нуля или на базе небольших больничек, наша служба создала для строителей Западного участка Байкало-Амурской магистрали временные фельдшерско-акушерские пункты. Тогда нами были основаны больницы в Звёздном, Магистральном, Улькане, Усть-Куте, Новом Уояне, которые спустя некоторое время перешли в состав врачебно-санитарной службы ВСЖД.

К переформатированию дорожной медицины на передовой лад, укреплению её технической базы Потапов имеет самое непосредственное отношение. Этому способствовало его личное знакомство с главой японской фирмы, который после окончания Великой Отечественной войны отбывал плен в железнодорожной больнице Тулуна. Фирма предпринимателя специализировалась на выпуске медицинских аппаратов ультразвукового исследования, два из них ранее были поставлены на безвозмездной основе для железнодорожных больниц Иркутска и Тулуна – в знак благодарности за хорошее отношение к бизнесмену в годы плена. Тем первым поставкам предшествовала встреча с Потаповым. После чего между ними завязалась дружба. Однажды житель страны Восходящего солнца позвонил Алексею Ивановичу по телефону и, сообщив о том, что планирует с группой своих соотечественников посетить Байкал, попросил Потапова показать им достопримечательности самого глубокого озера планеты.

После знакомства с Байкалом предприниматель оценил оказанную ему услугу и стал поставлять для лечебных учреждений дороги аппараты УЗИ и эндоскопы, причём по цене намного меньшей, чем другим покупателям. А вскоре объекты здравоохранения железной дороги стали обзаводиться и другим новейшим зарубежным и отечественным оборудованием. На Восточно-Сибирскую дорогу, в состав которой тогда входила нынешняя Красноярская, Алексей Иванович попал после окончания медицинского института. Получил направление в больницу на станции Чернореченская, что в Красноярском крае.

В день его приезда бывший главный врач больницы передал ему свои полномочия и уехал. Именно тогда Потапов стал ответственным за ведение всей административно-хозяйственной работы небольшого стационара на 35 мест, обслуживающего железнодорожный контингент и жителей посёлка Новочернореченский и близлежащих станций.

– Сложностей хватало, – вспоминает он. – За больницей были закреплены мотоцикл с люлькой, на которую был нанесён красный крест, и лошадь, запрягаемая в зимний период в сани. Их использовали при выездах к больным. Также имелся штат разъездных фельдшеров, которые добирались к больным в кабине локомотива.

Со временем лошадиной силе пришла на смену автомобильная. Больница приросла двухэтажным зданием. Особо проблемным местом было отсутствие хирургического отделения. Поработав немного, Потапов пришёл к выводу о необходимости сформировать его. И с этими предложениями вышел к руководителям службы.

Вскоре под хирургическое отделение был выделен небольшой домик, в котором стали выполняться несложные операции, в том числе с участием самого Алексея Ивановича.

Организаторские способности молодого врача были замечены и отмечены. Он получил предложение занять должность главного врача больницы станции Нижнеудинск. В этот период, помимо административно-хозяйственных забот, ему пришлось много заниматься вопросами возведения нового здания больницы.

Следующим, самым длительным этапом деятельности в системе здравоохранения дороги стало руководство врачебно-санитарной службой.

– Это было интереснейшее время, хоть и очень сложное, – подчёркивает Алексей Иванович. – Я очень благодарен за те счастливые годы нашему замечательному во всех отношениях коллективу. Мне посчастливилось работать с преданными своему делу высококлассными профессионалами и самому участвовать в деле кардинального обновления отрасли, быть нужным и полезным работникам ВСЖД.
Александр Иванов

Элемент не найден!