16 декабря 2019 00:32

16 декабря 2019 00:32

фото: Эдгар Брюханенко

Путь из предместья в центр города

Как произошло второе рождение открытой 80 лет назад малой Восточно-Сибирской железной дороги и кому мы этим обязаны

Не будет преувеличением утверждение, что Детская железная дорога  в Иркутске стала путеводной звездой не менее чем для пятидесяти тысяч мальчишек и девчонок. И это – только по самым скромным подсчётам.
Хотя определить точное количество подростков, впитавших в себя её дух, включая ровесников предвоенных, послевоенных лет, последних десятилетий прошлого века и двух – текущего, невозможно уже по той причине, что доступ к большей части журналов посещаемости всех её кружков не представляется возможным. Специальной же статистики нет.

Но то, что пульс малой магистрали, отражающей тенденции большой, бьётся в груди многих и многих – как иркутян, так и проживающих за пределами столицы Восточной Сибири, – бесспорный факт. И любят её не только сегодняшние воспитанники. Среди почитателей детской магистрали достаточно и тех, чьи имена известны на магистрали и в отрасли в целом.

В этой возрастной категории немало бывших и сегодняшних руководителей ВСЖД. Из этой плеяды – начальник Восточно-Сибирской дороги в 1988–2000 годах  Геннадий Комаров:

– Для меня наша старейшая в России малая дорога стоит в одном ряду с Восточно-Сибирской и Октябрьской магистралями, на которых мне довелось трудиться. Уважительно и с некоторым пиететом отношусь к Детской железной дороге по нескольким причинам. Во-первых, ценю её за ту значимость, которая в ней заключена для всего Иркутска и всей Восточно-Сибирской дороги. Особенно за то, что она является компасом в жизни подрастающего поколения, ориентирует на позитив, даёт возможность интеллектуального развития и роста, приобщает к настоящей работе.

Близка ДЖД сердцу многолетнего руководителя ВСЖД ещё и потому, что ему в своё время довелось быть непосредственным участником организации обновления всего её инфраструктурного комплекса, одна часть которого располагается на ангарском острове Юность, а другая – на примыкающем к нему острове Конный.

– Объективно говоря, я был обеими руками за идею, поданную Георгием Игнатьевичем Тетерским, начальником ВСЖД в 1968–1979 годах, имя которого дорога заслуженно носит, – вспоминает Геннадий Комаров. – Первое знакомство с ней у меня началось при работе в должности заместителя начальника дороги. Малая магистраль дислоцировалась на берегу реки Ушаковки в предместье Рабочем. Была она, прямо говоря, непрезентабельна. Проходила по болотистой, неухоженной местности. Помню, сел в поезд. Проехал. Протяжённость пути всего-то 920 метров. И эти обстоятельства окончательно меня сделали сторонником её переноса на более подходящий для её статуса плацдарм, где бы она забыла о тесноте и неудобствах, а взгляд её пассажиров наслаждался красивейшим пейзажем.

Началось, как всегда, с проектирования площадки.

– На одном из совещаний в управлении ВСЖД было принято решение по- строить станцию, здание вокзала, центр обучения, деповские сооружения, проложить пути. Тут же задумывалось общежитие. Тогда у меня были мысли провести «двухпутку» до жилых строений улицы  3 Июля, где сейчас размещены объекты 130-го квартала, чтобы использовать её  в пределах городской инфраструктуры. И там же обустроить дополнительную станцию, рассказывает Геннадий Павлович.

По его признанию, «в голове сидела ещё одна мысль»:

– Хотелось вдоль всего пути на острове Конном высадить саженцы деревьев, растущих в Сибири. Но думаю, дело до этого всё же дойдёт.

Продвигалось строительство объектов в зависимости от наличия на дороге средств. Всё финансирование велось ВСЖД. Курировалось возведение объектов начальниками служб. Не без проблем, но всё же дорога родилась. И теперь она работает на будущее молодого поколения.

– Хотелось бы сказать большое спасибо за это всем, кто вложил в неё свою душу,  –завершает свои воспоминания Геннадий Комаров.

Сегодня детская дорога имеет переезды, железнодорожный мост, тоннель, собственный технопарк, в районе 130-го квартала располагается гостиница для детей, приезжающих с целью прохождения практики из населённых пунктов, расположенных вдоль ВСЖД.

Как отмечает Валентин Красюков, возглавлявший ДЖД с 1979 по 2011 год,  в значительной степени по образцу нашей малой магистрали построена инфраструктура детских дорог, появившихся во многих городах России. Приглядывались к ней и в соседней Монголии.

– Надо сказать, – напоминает он, – настоящими крёстными этой магистрали можно считать тогдашнего министра путей сообщения СССР Николая Семёновича Конарева, проектировавших пути специалистов ПИ «Забайкалжелдорпроект» (ныне «Иркутскжелдорпроект»), которым руководил Михаил Григорьевич Книжников, главного инженера проекта Владимира Александровича Девятайкина, заместителя начальника ВСЖД Леонида Дмитриевича Войлошникова, начальника ПМС-45 Петра Григорьевича  Гурина, начальника отдела искусственных сооружений службы пути Валентина Игнатьевича Васиновича, студотрядовцев нескольких вузов Иркутска.

Напомним, второе рождение малой Восточно-Сибирской состоялось 2 августа 1992 года. Возобновив свою миссию на новом месте, она с честью продолжает сеять разумное, доброе, вечное.
Александр Иванов

Элемент не найден!