19 ноября 2019 00:25
19 ноября 2019 00:25
фото: Личный архив Алексея Антонова

По доброму пути

Бывший старший дорожный мастер Иркутск-Сортировочной дистанции пути Алексей Антонов отметил 65-летие

Почти 40 лет Алексей Васильевич отдал работе на железной дороге. А начинался этот путь, как и у многих, с детства.
Оно прошло на станции Глубокая, где жила большая дружная семья Антоновых. Родители Алексея были железнодорожниками. Мама работала дежурной на переезде, отец – бригадиром монтёров пути. Поэтому, когда пришла пора выбирать профессию, Алексей долго не думал.

– Должен был призываться в армию, – вспоминает он о том времени. – Думаю, до призыва поработаю на железной дороге, если понравится – можно будет продолжить.

Служил на Дальнем Востоке, в войсках ПВО. После демобилизации вернулся и продолжил работу монтёром пути 1-го разряда. Был, правда, период, когда Алексей попытался поменять профессию.

– Раньше это было проще. Пошёл, сам сдал экзамены в отделении дороги, выдали удостоверение помощника водителя мотовоза – пошёл, устроился.

Может, и стал бы Алексей Васильевич машинистом, но жизнь распорядилась иначе. В 1975 году он женился, срочно понадобилось собственное жильё. Пришлось уйти переводом в Иркутск-Сортировочную дистанцию пути, где для молодой семье выделили квартиру на станции Батарейная.

С этого момента в трудовой биографии Алексея Антонова уже не было стрелок – один прямой путь. В 1978-м он был назначен бригадиром 11-го околотка. В его зоне ответственности был участок от нечётного парка отправления станции Горка до Батарейной. В 1981 году был назначен дорожным мастером. В 1986-м – новая ступень профессионального роста: старший дорожный мастер. Приходилось иногда исполнять обязанности главного инженера, заместителя начальника путевой части.

Результаты труда Алексея Васильевича неоднократно отмечались руководством дороги. В декабре 1995 года он был награждён знаком «Почётный железнодорожник». В июле 2001-го указом президента РФ награждён медалью «100-лет Транссибирской магистрали». А в 2011 году, уже после ухода на пенсию, ему было присвоено звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

С удовлетворением оглядывая пройденный путь, Алексей Васильевич отмечает разительные перемены, произошедшие на дороге:

– Когда я начинал работать, везде лежали звеньевой путь, деревянные шпалы, стрелочные переводы Р-50. В то время, для тех скоростей это было нормально. Однако со временем объём перевозок увеличился, соответственно, нужно было увеличивать мощность железнодорожного пути. Сейчас на главном ходу везде лежат железобетонные шпалы, звеньевого пути уже нет, везде – бесстыковой. Толщина щебня увеличилась, стрелочные переводы тоже сменили на железобетоне.

Изменились организация и условия работы путейцев:

– В те времена, когда я пришёл, работали бригады монтёров пути по 5 человек. Выправлялось всё вручную, шпалоподбойками. Это очень тяжёлый труд.

Сегодня на смену малочисленным бригадам монтёров пришёл участковый метод работы. Укрупнённые бригады, оснащённые современной путевой техникой, способны выполнять несравнимо больший объём работ с хорошим качеством.

– Закрывали один путь на какое-то время от станции до станции, загоняли комплекс машин – выправочно-подбивочные, отделочные. Чтобы вручную гайки не тянуть, специальная машина есть для подтяжки гаек. «Окно» длилось по 8 часов, и одновременно весь перегон выправлялся...

В семье Алексея Васильевича так же, как и у родителей, все железнодорожники. Жена Зинаида Григорьевна тоже работала в дистанции пути. Вместе они воспитали двоих сыновей. Оба закончили ИрГУПС. Старший, Андрей, трудился начальником отдела неразрушающего контроля. Полтора года назад перевёлся в Москву, теперь живёт и работает в столице. Младший, Александр, остался с родителями, работает инженером в управлении дороги.

Сегодня в семье Антоновых подрастает уже третье поколение железнодорожников: внучке Насте всего 7 лет, а она уже окончила первый класс в железнодорожном лицее.


Сергей Кулыгин

Элемент не найден!