25 августа 2019 05:29
фото: Александр Ивановский

Они оставляют о себе добрую память на долгие годы

Военные железнодорожники завершили строительство в Тулуне новой дороги, вокруг которой начнёт заново отстраиваться улица Приречная, и своего участка обновлённой дамбы, которая защитит жителей от новых наводнений.
Отдельный железнодорожный батальон механизации, которым командует майор Егор Балашов, прибывал в зону подтопления с разных мест, по частям. Сначала приехали люди и техника из Красноярского края, где их сняли прямо со строящегося объекта. А через два дня, преодолев свыше тысячи километров, ускоренным маршем из Абакана на своих колёсах в Тулун пришла и оставшаяся часть подразделения. Уже следующим утром военные железнодорожники приступили к работе – к насыпке полотна новой автодороги на месте бывшей улицы Приречной, которую наводнение смыло почти полностью, а также восстановлению речной дамбы.

По прошествии недели улицу Приречную не узнать. Там, где ещё недавно грязи было по колено, где вязли в трясине трактора и застревали мощные самосвалы, вдоль берега реки Ии проложена дорога с трёхслойным гравийным полотном протяжённостью более трёх километров. Майор Балашов уверен, что она как минимум десятилетие прослужит жителям Тулуна без серьёзного ремонта.

Егор Витальевич за годы офицерской службы побывал во многих местах. Его батальон постоянно кочует по стране. В 2014-м он ликвидировал последствия наводнения в Алтайском крае, затем строил железную дорогу Журавка – Миллерово в обход Украины. В общем, запас жизненных впечатлений у Балашова богатый. Но Тулун всё равно смог его поразить.

– В первый день вышел на берег – мимо плывут дома. На одном собака сидит на чердаке, – вспоминает Егор Витальевич. – Страшное наводнение! На Алтае такого не было.

По словам майора, прежде его подчинённым ещё не приходилось вести отсыпку дороги фактически по болоту. Это была очень трудная и кропотливая  работа. Непосредственно руководил ею инженер производственной части батальона капитан Константин Кульгускин. Служебного опыта ему не занимать: он в железнодорожных войсках более 18 лет, начинал со  службы по призыву, затем заключил контракт, был заместителем командира взвода, позднее окончил офицерские курсы.

– Мы, – рассказывает он, – столкнулись с большим заводнением грунта. Вязли даже гусеничные бульдозеры. Пришлось сначала снимать верхний слой, буквально вычерпывая  жидкую земляную кашу. Затем насыпали крупный скальный грунт  и по нему пробивались вперёд. Всего мы завезли больше 12 тыс. кубометров грунта.

По словам капитана Кульгускина, задание было нелёгким, но железнодорожники с ним достойно справились. В батальоне служат настоящие профессионалы, специалисты высокого класса. Для примера: бульдозерист младший сержант Евгений Казачаков и экскаваторщик ефрейтор Игорь Семёнов являются неоднократными победителями и призёрами всеармейского конкурса имени Героя Советского Союза сержанта Виктора Мирошниченко на лучшего специалиста железнодорожных войск. С такими людьми можно горы свернуть.

Новая дорога очень понравилась местным жителям. На улице Приречной я познакомился с молодой парой, Константином Беляковым и Габриэллой Маринич. Дом у них оказался крепким и не поддался напору стихии. Сейчас они вынесли в срубе окна и двери, сушат стены, меняют полы. Надеются к зиме управиться с ремонтом.

– Мы столько просили у местной власти починить старую дорогу. Хотя бы грейдером пройтись. Всё безрезультатно! – возмущается Константин. – А военные нам совершенно бесплатно насыпали новую дорогу. Она гораздо лучше и будет нам служить долго. Там, где была свалка, теперь стоит новая спортивная площадка. Это подарок военных железнодорожников местным ребятишкам. Знаете, после наводнения авторитет армии России в нашем городе сильно возрос.

– Не боитесь жить на этой улице после того, что случилось? – спрашиваю я Габриэллу Маринич.

– Нет, – улыбается  она. – Мы надеемся, что дамбу больше не прорвёт. Ведь её теперь ремонтируют военные. А на них можно положиться.

Кстати, ремонт дамбы на берегу реки Ии тоже почти завершён. Во время наводнения её промыло в нескольких местах, затем некоторые бреши специально сделали сотрудники МЧС, чтобы дать воде уйти обратно в реку. В таком состоянии её приняли к восстановлению военные железнодорожники.

– Местами промывы были очень глубокими, – рассказывает экскаваторщик рядовой Сергей Каскараков. – Потребовались в больших количествах скальная порода и грунт. Засыпали экскаваторами, потом ровняли бульдозерами. Дамба местами была узковата для техники. Приходилось всё время ухо востро держать и работать виртуозно. Одно неверное движение – и улетишь вместе с машиной в воду. Но, к счастью,
обошлось.

В пяти местах бреши в  дамбе стараниями военных железнодорожников были успешно ликвидированы. Осталась шестая, но через неё из затопленных территорий пока продолжает уходить вода. Поэтому её ремонт отложен, и военные самосвалы сгружают рядом кучи гранита и щебня. Тяжело гружённые машины снуют между карьером и дамбой с утра до позднего вечера. В день они совершают в общей сложности свыше 180 рейсов. Когда военные уйдут, местные строители  смогут без труда  самостоятельно заделать оставшуюся брешь.

Недалёк тот день, когда военные железнодорожники покинут Тулун и вернутся к своим делам – недостроенным объектам и дорогам, которые раскиданы на всём протяжении нашей страны. В маленький сибирский городок они, скорее всего, больше не вернутся. Однако в память о себе они оставили в Тулуне вещественные результаты своего упорного труда: новую дорогу, вокруг которой начнёт заново отстраиваться улица Приречная, и обновленную дамбу на берегу реки Ии, которая убережёт город от других наводнений.  Лучшего памятника военным, пожалуй, и не придумаешь.
7-2-2.jpg





Александр Ивановский