21 августа 2019 12:26
фото: Рэм Чарский

Машина легендарного времени

Стальная армада породопогрузочных механизмов была хорошим подспорьем в тяжёлом труде бамовских тоннелестроителей

На Байкало-Амурской магистрали чтут память о героях-первопроходцах. В канун славного юбилея стройки были приведены в порядок и отремонтированы десятки монументов. Также в строй действующих памятников «въехала» и тоннельная породопогрузочная машина ППМ-3. Она встала на вечную стоянку в Нижнеангарске – на крутом байкальском берегу, напротив районного краеведческого музея.
Дизайн этого нового памятника строг и лаконичен: бывалый трудяга подземных горизонтов стоит на рельсах, закреплённых на массивном железобетонном блоке-тюбинге – фрагменте «кольчуги» тоннеля. Над ним возвышаются две разноцветные полуарки, символизирующие своды подземного коридора: чёрная означает готовую часть тоннеля, красная – ту, что ещё предстоит пробить в гранитной толще. Два этих компонента также являются основными элементами логотипа ОАО «БАМтоннельстрой».

По словам заместителя начальника Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей (ПЧ-24) Юрия Севастьянова, автором идеи является заместитель начальника ВСЖД по Северобайкальскому территориальному управлению, депутат Народного Хурала Республики Бурятия Василий Зубаков.

Творческую часть – создание эскиза памятника, его цветовое решение – поручили техническому отделу ПЧ-24. А коллектив ОАО «БАМтоннельстрой» доставил на место саму машину, необходимые железобетонные конструкции и обеспечил установку памятника. Здесь активно поработали генеральный директор АО «УС БТС» Виктор Рындыч, руководитель обособленного подразделения генподрядчика АО «Стройтрест» на строительстве нового Байкальского тоннеля Василий Фомин и главный механик этого же предприятия Александр Титов.

– Конечно, для нас, молодых инженеров дистанции, это специальное задание стало своего рода делом чести, – говорит инженер техотдела ПЧ-24 Вера Тихомирова. – Мы с инженером тоннеле-обследовательской станции Денисом Бровачом приложили все усилия, чтобы своевременно и качественно выполнить проект: рассмотрели массу вариантов, прикидывали и так, и этак, чтобы конечный «продукт» отвечал всем нормативным требованиям, был прост и элегантен. И ещё: в ходе работы мы явственно ощущали живое дыхание истории, испытывали чувство гордости за трудовые подвиги наших отцов и дедов, пробивших многокилометровые тоннели сквозь горы и годы.
Над проектом памятника активно поработала инженер техотдела ПЧ-24 Вера Тихомирова

Говоря об особенностях нового памятника, Василий Фомин отмечает, что в его композиции воистину сошлись два века: двадцатый и двадцать первый. Скажем, сама машина олицетворяет собой прошлый век – стальная армада её собратьев разных марок и типов оказывала тоннелестроителям неоценимую помощь при проходке горных выработок малого сечения буровзрывным способом: транспортно-дренажных штолен, эвакуационных выходов и прочих. Не случайно её ещё называют лидерской машиной – всю породу первых забоев на бамовских тоннелях она выгребла своим объёмистым ковшом и погрузила в вагоны кузовного типа. Конечно, это обстоятельство в немалой степени способствовало сокращению тяжёлого малопроизводительного ручного труда.

Ещё одна «изюминка» этой машины – пневмопривод. То есть она работала на сжатом воздухе, подававшемся с поверхности посредством гибких сверхпрочных шлангов-рукавов.

Это продиктовано требованиями техники безопасности при производстве буровзрывных работ, ведь от любой случайной искры могли сработать электродетонаторы, и тогда был бы неизбежен «неплановый» подземный взрыв, чреватый тяжёлыми последствиями.

Ну, а XXI век в монументе представлен фрагментом так называемого обратного свода строящегося ныне второго Байкальского тоннеля – массивным железобетонным лотковым блоком – основанием. К нему в тоннеле один за другим крепятся «в замок» 10-12-тонные железобетонные блоки-тюбинги, которые образуют в сборе надёжное кольцо. Вот из таких колец и собирается вышеупомянутая сейсмоустойчивая «кольчуга» тоннеля – на века.

Новый памятник, по мнению многих нижнеангарцев и гостей районного центра, весьма органично вписался в живописную панораму северного берега Священного моря. Заметим, что его окончательную «привязку к местности» определил глава Северо-Байкальского района Игорь Пухарев – и вполне, на мой взгляд, удачно.

Между тем поначалу предлагалось другое место для установки «машины-лидера» – на второстепенной улице близ магазина «Метро» неподалёку от бывшей конторы БАМтоннельстроя. Там, конечно, гораздо меньше гостей города и района смогли бы лицезреть красавца – подземного богатыря, поклониться подвигу героев-тоннелестроителей.

А здесь, в необозримом просторе меж вечно синим небом и Священным морем, на каменистой земной тверди, похоже, ему самое место. К тому же и «компания» здесь подобралась солидная, достойная: знаменитая бамовская авиация представлена в виде самолёта Ан-2, морские десантные операции – катером «Республика». Ну и, скажем так, отныне подземные горизонты и всё, что связано со строительством бамовских тоннелей, будет олицетворять недавно вознёсшаяся на железобетонный тюбинг-постамент легендарная породопогрузочная машина-лидер.

И ещё в скобках заметим, что вся представленная на этом берегу техника – в отличном рабочем состоянии: только залей керосин или солярку, подай сжатый воздух – и она запросто рванёт в небеса, помчится по морским волнам или начнёт врезку забоя нового тоннеля. То есть их вполне можно уподобить с нашим легендарным боевым танком Т-34, над которым время не властно.

Любознательные туристы смогут узнать для себя много нового, ознакомившись с обширной «подземной» информацией на двух стендах, как бы обрамляющих новый памятник. Также к их услугам – интереснейший районный краеведческий музей, до него совсем недалеко – только перейти дорогу…


Рэм Чарский