12 декабря 2019 06:58

12 декабря 2019 06:58

фото: Архив Бориса Краинского

Летел по Усолью «Яшка»

Фотография, которая недавно попалась на глаза, напомнила о том, что более полувека в пейзаже Усолья-Сибирского присутствовали паровозы. Но вскоре после того, как был сделан снимок, последняя из этих машин, дав прощальный гудок, окончательно исчезла с улиц.
Произошло это в самом начале 70-х, когда была демонтирована последняя из трёх «городских» железнодорожных веток. Одновременно в историю ушла и многолюдная улица Степана Разина, давшая жизнь проспекту Комсомольскому.

Первый паровозный гудок взбудоражил Усолье 22 февраля 1921 года. В этот день через всё село при большом скоплении людей были пропущены два вагона с солью по ветке, соединившей сользавод со станцией Ангара. По такому неординарному случаю был проведён многолюдный митинг.

Ветка была проложена таким образом, чтобы ею могли воспользоваться не только солевары, но и спичечники, кожевники, кирпичники и другие потенциальные клиенты, включая курорт. На её прокладку ушёл примерно год.

Позже на территории Усолья появится ещё несколько железнодорожных линий, обеспечивших ведущим предприятиям выход на Транссиб. Одна из них от кирзавода шла по улице Степана Разина в сторону второго участка, став важнейшей артерией для набиравшего силу химкомплекса. Один из её участков и запечатлён на снимке. Просуществовала она до начала 70-х годов. Воспоминания о ней и сегодня живы в памяти старожилов: по ней перевозили не только грузы, но и горожан – на работу, на копку картошки... Своеобразным трамваем служил всё тот же паровоз, ласково именовавшийся всеми усольчанами «Яшкой».

На сегодняшний день из старых веток, появившихся ещё в довоенный период, сохранилась лишь одна – от станции Усолье-Сибирское до ЗГО. К сожалению, гудки тепловозов, пришедших на смену паровозам, раздаются на ней не так уж часто. Причина очевидна: горный еле дышит, авторемзавода нет, хлебозавода нет. И далее, как говорится, по списку...


Борис Краинский, журналист, краевед

Элемент не найден!