19 августа 2019 15:18
фото: Виталий Калашников

Блестящая партия юбиляра

Многолетняя работа в дистанции сигнализации, централизации и связи и на посту руководителя профсоюзной организации Улан-Удэнского региона ВСЖД была успешной для Виктора Николаевича Крылова. Однако, шутит почётный железнодорожник, очень уж отвлекала от любимого увлечения – шахмат.
Азы профессии эсцебиста Виктор Крылов постигал в стенах электротехнического факультета Томского института железнодорожного транспорта. А производственная практика для него прошла в Иланской ШЧ и совпала с пуском автоблокировки на её участке. Лучшей школы для начинающего специалиста нельзя было и придумать.

Уже после института он решил влиться в научное сообщество. Но на собеседовании в Академгородке молодого железнодорожника отсеяли с пренебрежительной формулировкой: «У вас на дороге везде автоматика XIX века, а мы в будущее смотрим!»

– Меня эти слова, конечно, задели. Думаю, не зря же я пять лет на инженера учился! А когда в 1961 году устроился в Гусиноозёрскую дистанцию сигнализации и связи, то быстро понял, что действительно буду работать с устройствами прошлого века, – вспоминает Виктор Крылов.

Регулируемый переезд на станции Темник да водокачальная сигнализация в Саянтуе – вот и всё, что составляло техническую «гордость» ШЧ. Но всего за пятилетку ситуация кардинально улучшилась, что во многом было заслугой друзей – выпускников Томского института: Виктора Крылова, Валерия Щербака и Валерия Музыки. Как вспоминает Виктор Николаевич, для молодых ребят тогда очень важно было найти для себя вызов и не заскучать. Так, «от нечего делать», за несколько зимних месяцев родились проекты первых в дистанции постов ЭЦ. Собирали пульты тоже самостоятельно и из тех деталей, что были под рукой.

Энтузиазм и профессиональную компетенцию Виктора Крылова заметили на отделении дороги, назначив его главным инженером Улан-Удэнской дистанции сигнализации и связи. На этом посту ему предстояло отвечать за реконструкцию устройств автоблокировки, которая велась вместе с электрификацией бурятского участка Транссиба:

– По нескольку месяцев я жил в рабочем вагоне. Вечером засыпал на одной станции, где только что запустили автоблокировку, а уже утром просыпался на другой, на которой ещё предстояла работа. 

В 1978 году Виктор Крылов возглавил ШЧ Улан-Удэ, где затем почти 12 лет проработал главным инженером. За эти годы на предприятии во многом благодаря ему сложилась целая система подготовки кадров. Дипломников из местного техникума напрямую курировали действующие инженеры дистанции, а обкатку молодые специалисты неизменно проходили в процессе регулировки оборудования:

– Именно работа по настройке оборудования даёт максимальный эффект для профессионального роста. В должности специалиста по эксплуатации на это могут уйти годы, а в нашем случае на становление ребят уходила всего пара месяцев. Неслучайно очень многие из них быстро оказывались востребованными в других дистанциях.

В 1989 году Виктор Николаевич стал председателем райпрофсожа Улан-Удэнского региона дороги. На этой должности он провёл 12 лет, в течение которых приходилось решать немало сложных вопросов – от диалога с лидерами забастовок 90-х годов до реконструкции социальных объектов и строительству жилья.

К заслуженному отдыху Виктор Крылов подошёл с солидным послужным списком. Ветеран труда, заслуженный инженер Республики Бурятия и почётный железнодорожник наконец получил возможность вернуться к главной страсти своей жизни:

– Можно разлюбить всё что угодно, но не шахматы. Я много играл в юношестве и даже достиг первого разряда, но в работе было сложно найти время для игры. Теперь же навёрстываю упущенное. Вот, к примеру, на своё 75-летие выиграл первенство города среди ветеранов, опередив одного мастера спорта и двух кандидатов.


Виталий Калашников