19 августа 2019 05:35
фото: Сергей Лукьянов

Через вокзал в Тулуне прошла дорога жизни пострадавших от наводнения

Благодаря грамотным оперативным действиям начальника вокзала Марины Денисенко удалось организовать дополнительные рейсы электропоездов и решить тем самым проблему пассажирского сообщения в затопленном Тулуне.
Дорога с выпускного

За день до наводнения в одной из популярных соцсетей Тулуна можно было прочитать такой диалог (орфография и пунктуация оригинала сохранены):

– Девочки, кто может дать на пару дней вечернее платье?

– Нафиг оно те надо у вас там щас город смоет

– Что бы уплыть красивой.

Никто ещё не осознавал, какая опасность нависла над городом. Школьники готовились к выпускным балам, на 28-е число было запланировано проведение Дня молодёжи: «В программе: дискотека, конкурсы, игры».

Накануне, 27-го, в школе № 1 состоялся выпускной бал. Проходил он, собственно, не в самой школе, а в ДК «Прометей», расположенном в микрорайоне Угольщиков на правом берегу реки.

– У нас 65 выпускников, но не все были на празднике, – вспоминает директор школы Ирина Иванцова. – С родителями и гостями было порядка 150 человек. Живут в разных районах города, но больше всего – в центре.

Мероприятие завершилось утром 28-го. И тут выяснилось, что обычным маршрутом детей развезти уже не удастся: вода подтопила автомобильную дорогу. Некоторые остались у родственников в микрорайонах Угольщиков, Гидролизный, Сосновый бор. Но большую часть выпускников и их родителей нужно было каким-то образом отправить на левый берег, уже отрезанный наводнением.

На тот момент единственной ниточкой, связывающей части города, стала железная дорога. Поэтому решили везти детей в объезд через Гадалей на станцию Азей, это в 20 км южнее Тулуна. Тогда и встал в первый раз вопрос о необходимости организовать дополнительные рейсы электропоездов между Тулуном и Азеем. Активное участие в решении этого вопроса приняла и.о. вице-мэра Тулуна Елена Абрамова:

– Началось все 27 июня, когда у нас проходили выпускные балы. Понятно, что праздник заканчивается достаточно поздно, и когда мы стали выяснять, как люди будут добираться, трассу перекрыли. Куда детей? Я обратилась к начальнику вокзала Марине Александровне Денисенко. Она подсказала, как действовать. Мы подготовили письмо, в котором сообщили, что нам нужны дополнительные электрички на период ЧС.

Оплот надежды

Вокзал в Тулуне и в обычное время не бывает безлюдным. Но когда река с нежным названием Ия начала выходить из берегов, круша всё на своём пути, когда было прервано движение на федеральной трассе, именно железнодорожный вокзал стал местом, куда сошлись все пути-дороги. Сюда прибывали пассажиры автобусов, следовавших из Красноярска и Братска. Но больше всего было несчастных жителей Тулуна, которые в одночасье лишились крова и имущества. Кто-то потерял близких.

– Особенно в первые сутки очень много было плачущих, страдающих, с ребятишками, разутых и раздетых. Люди покидали свои дома в чём были, – говорит Марина Денисенко. – На работе приходилось находиться сутками, потому что поток пассажиров шёл очень большой.

Вся привокзальная площадь была уставлена автомобилями, пассажиры которых тоже штурмовали кассы в надежде взять билет до Иркутска.

– Мы, – вспоминает начальник вокзала, – довозили их до станции Азей, там было организовано движение междугородных автобусов, которые доставляли их в Иркутск.

Несмотря на сложную ситуацию поезда через станцию Тулун шли по графику. Все службы ВСЖД, занятые в процессе перевозок и обеспечении безопасного движения поездов, были приведены в режим повышенной готовности. Для оперативного решения вопросов был создан штаб под руководством начальника дороги Василия Фролова. Поэтому решения в ежеминутно меняющейся обстановке принимались очень быстро.

– Городская администрация вышла на нас 28-го июня, – продолжает Марина Александровна. – Я обратилась к руководству с просьбой об организации движения дополнительных поездов. Начальником дороги было принято решение о вводе этих поездов.

Уже в ночь на 28-е два первых рейса были сделаны. А со следующего дня в дополнение к двум электропоездам, идущим по расписанию, были запущены ещё 
4 дополнительные электрички.

Дежурная по вокзалу Татьяна Меркушина трудится здесь со времени постройки нового здания – с 2004 года.

– Сколько работаю – первый раз такая ситуация. Вокзал рассчитан на 200 пассажиров, а у нас в первые дни было больше 300 человек. Нас спасало то, что на улице лето, пассажирам можно было где-то на улице и на привокзальной площади переночевать.

Приходилось работать без обеда, старались обслужить каждого пассажира. Понимая, что людям очень тяжело.

– В основном хотели добраться до Иркутска, перебраться через эту воду. Приезжали автобусами из Братска и не знали, как быть дальше. Объясняли им, как можно доехать. Перевозили людей до Азея. Дополнительные электрички были для людей бесплатными. Дальше их должен был встречать автобус. Если не было мест в автобусах, ехали с пересадкой до Зимы, а потом до Иркутска, потому что на пассажирские поезда мест не было.

О начальнике вокзала Татьяна Меркушина говорит так:

– Марина Александровна – очень добрый, ответственный человек. Всегда поможет, поддержит в трудной ситуации. Вот и в этот раз она вместе с нами работала. Потому что звонки были беспрестанно, на телефоны отвечать было некогда.

Были единым целым

Марина Денисенко – коренная тулунчанка. А «тулун» в переводе с бурятского – «кожаный мешок». Наводнения здесь случались довольно часто.

– Первое на моей памяти было в 1980 году, но не такое сильное. Потом были в 1984-м, в 2006-м. Но нынешнее – самое страшное.

От наводнения пострадал один работник вокзала, у которого дом затоплен и не подлежит восстановлению.

– В городе произошла большая трагедия, мы все переживаем, конечно, сочувствуем, как можем, помогаем своими силами.

На железной дороге Марина Александровна трудится уже почти 20 лет.

– Все мои деды работали на железной дороге. Отец трудился монтёром пути. Я начинала оператором технической конторы. Потом была дежурной по парку, дежурной по станции, инженером станции. С 2010-го работаю начальником вокзала.

Работу в период ЧС Марина Денисенко оценила так:

– Весь коллектив очень слаженно трудился. Не было ни одной жалобы. Все помогали пассажирам: и дежурная по вокзалу, и контролёры-кассиры, и станционные работники. Мы были единым целым.

Главный итог этой работы: за пять дней, пока была перекрыта федеральная трасса, с помощью дополнительных электропоездов удалось перевезти 9 тысяч пассажиров.



Сергей Кулыгин