23 сентября 2019 21:38
фото: Сергей Ринчинов

Его дороги и мосты – достояние страны

Участник броска к Таюре на старте БАМа и сегодня всегда в пути

Знатному транспортному строителю – первопроходцу БАМа Валерию Уласику на днях стукнуло 74 года, но выглядит он лишь на полста.
За плечами нашего героя – внушительный список построенных железных и автомобильных дорог, огромное количество мостов, возведённых через различные водные преграды – порядка двух тысяч!

Через год после того как он родился в Киеве, его родителей, Павла Петровича и Анну Даниловну, направили на восстановление демонтированной в 1942-м для сооружения рокады от Саратова до Сталинграда железнодорожной линии Известковая – Ургал в составе СУ-21 Управления строительства Ангарстрой. После успешного ввода в эксплуатацию этого объекта чета Уласиков занималась реконструкцией и доведением до необходимых технических параметров линии Пивань – Советская Гавань, а с мая 1953-го они уже строили стальной путь от Тайшета до Лены.

У Валерия личная эпопея в Минтрансстрое тоже началась в Ангарстрое – в сентябре 1962 года этот коллектив возводил линию Абакан – Тайшет. Затем участие в строительстве нечётного парка, четвёртого обводного пути и реконструкции локомотивного депо Тайшет. Ну а дальше, как говорится, пошло-поехало: сдача в эксплуатацию первой очереди Коршуновского ГОКа, строительство линии Ачинск – Абалаково – Маклаково, подъездного пути к БрАЗу, дороги Хребтовая – Усть-Илимск, реконструкция, электрификация и второй путь линии Тайшет – Лена, строительство БАМа до станций Звёздная, Ния и Небель в должности руководителя СМК-3.

Затем руководил строительством линии Погромное – Пугачёв, возводил второй путь Орск – Кимперсай – Ащелисай – Батамша – Хром-Тау – Никель-Тау. А по возвращении на севера строил бамовские мосты до Леприндо, объекты соцкультбыта в Улан-Удэ и Усть-Куте. После шести лет в лесном комплексе Иркутской области вернулся на стройку века: возводил железнодорожные линии и мосты на участках Новая Чара – Чина, Улак – Эльга, Нерюнгри – Нижний Бестях.

Также Валерий Павлович принял активное участие и в строительстве автодорог и мостов «Амур», «Вилюй», Верхняя Чона – Талакан, Видим – Илим, в промышленном обустройстве нефтегазоконденсатных скважин Верхне-Марково, ЯНГКМ и строительстве эстакады в Усть-Куте. А совсем недавно, в 2018 году, успел ветеран на строительство второго пути нового моста через Лену и через ручей Приленский...

Навсегда ему врезались в память жаркие декабрьские дни 1973 года с морозами под минус 50, когда он организовывал десант первостроителей в будущий посёлок Звёздный, доводил до ума столовую, пекарню, клуб «Таёжник», строил вантовый мост через реку Таюру. На долю первого десанта из 17 человек во главе с мастером Станиславом Ивановым и инженером Виталием Корховым выпала нелёгкая миссия – до 19 января 1974 года на 25-м километре будущей трассы они намораживали лёд для переправы тяжёлой техники через Лену:

– Ребята укладывали горбыль, затем шёл «полив», как замёрзнет слой, снова шёл в ход горбыль, и так вот наморозили до метровой толщины.

И сегодня он полон энергии, уверяет, что каждый день у него – счастливый. Всегда в движении: то навещает соратников по БАМу, то запросто строит кому-то из товарищей дачный домик или баньку, то съездит в Иркутск, похлопочет в высоких инстанциях «за други своя»... вот буквально на днях он вернулся оттуда в ставший родным Усть-Кут.

Вместе с супругой Татьяной Вениаминовной они вырастили двоих сыновей и дочь. Старший, Владимир, трудится механизатором в Осетровском речном порту, младший, Даниил, – в торговой сфере,  Надежда – заместителем директора по организации производственных процессов в местной компании, работающей в нефтегазовой отрасли.

В этой отрасли оказался востребован и богатейший опыт знатного транспортного строителя – сегодня Валерий Павлович успешно руководит строительством железнодорожной ветки для усть-кутских нефтяников и газовиков…



Сергей Ринчинов