19 сентября 2019 13:45
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Виталий Калашников

Размен локомотивов экономит топливо

Разработка снизила и риски задержек при маневровых работах

Энергоэффективный график обслуживания маневровых машин в объёме ТО-2 позволил эксплуатационному локомотивному депо Улан-Удэ исключить из процесса необоснованные временные потери и получить ощутимую экономию топливных ресурсов.
Основой для разработки проекта бережливого производства послужили исследования существующей технологии проведения ТО-2. Размен маневровых локомотивов, приписанных к ТЧЭ-7, производится по станциям Улан-Удэ, Заудинский, Селенга, Дивизионная, Тальцы, Онохой, Челутай, Загустай и Наушки. Однако до недавнего времени это процесс осуществлялся неравномерно и по факту наступления срока проведения ТО-2 для каждого тепловоза.

– При обозначенной технологии создавался риск срыва маневровой работы. Локомотив, следующий на размен, мог задержаться в пути или при проведении ТО-2, и это влияло на расход топлива локомотивов размена на удалённых станциях, расположенных в разных участках маневровой работы, – рассказал начальник техотдела ТЧЭ-7 Юрий Спиридонов.

Чтобы снизить риски задержек при проведении маневровой работы на станциях и в целом оптимизировать процесс, в депо было принято решение изменить действующий график ТО-2 локомотивов. Основой энергоэффективной схемы стало распределение на участки маневровой работы.

– Говоря простым языком, было принято решение изменить схему подгонки локомотивов для размена. Если раньше в течении рабочей смены им порой приходилось направляться сначала в западную, а затем в восточную сторону от депо Улан-Удэ, то теперь размен стал производиться на одном маневровом участке. Ненужные перемещения между удалёнными друг от друга станциями были исключены из процесса, – пояснил Юрий Спиридонов.

Чтобы исключить срывы в работе, которые могли возникать из-за наложения дат проведения ТО-2, переход к новому графику было решено сделать плавным. Изменение проходило в течение двух месяцев, а для понимания результатов преобразований рассматривались итоги работы за ноябрь 2018 года и за февраль 2019-го. Акцент при этом был сделан на недельном периоде работы, в котором 

ТО-2 для маневрового локомотива проводится каждые 168 часов, то есть один раз в семь суток.

Так, до внедрения нового графика общее время осуществления процесса составляло 5035 минут. Сюда входило как «ценное» время – непосредственная работа на станции, так и время не добавляющее ценность – ведение поезда до станции размена, переезд между станциями и так далее. Расход топлива за неделю составлял 1125 кг, при этом чуть больше половины уходило на переезд между станциями.

В феврале 2019-го анализ показал уже другие результаты. Время процесса сократилось до 4834 минут, из которых лишь 461 минута была отнесена ко времени, не добавляющему ценность. Расход топлива составил 1 тыс. кг, а на переезды между станциями ушло меньше трети от этого объёма.

Ожидаемый годовой экономический эффект от внедрения энергоэффективного графика деповчане оценили в 329,5 тыс. руб. Сложилась эта сумма в основном благодаря исключению лишних передвижений локомотивов между станциями при организации подмены на удалённых участках. Кроме этого, четкая схема позволила сделать более рациональным и график работы локомотивных бригад, осуществляющих подмену маневровых тепловозов, следующих на техническое обслуживание в объёме ТО-2.


Виталий Калашников
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30