20 августа 2019 03:38
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Архив ВСЖД

Новь горного перевала

Обходной путь через Северо-Муйский хребет поддерживается в рабочем состоянии как резервный участок БАМа

В 2018 году на перегоне Перевал – Горячий Ключ был уложен бесстыковой путь протяжённостью более 22 км, а сейчас здесь продолжаются работы по алюминотермитной сварке рельсов.
По мнению начальника Новоуоянской дистанции пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Николая Решетника, Северомуйский железнодорожный обход является уникальным инженерно-техническим сооружением. Он был возведён в качестве временного – на период строительства Северомуйского тоннеля – обходного железнодорожного пути через Северо-Муйский хребет, в настоящее время поддерживается в рабочем состоянии как резервный участок БАМа. Этот участок также считается одним из самых красивых на великой северной магистрали.

Эксплуатационная и развёрнутая длина горно-перевального отрезка (обход Ангаракан – Казанкан) превышает 60 км, скорость движения поездов здесь достигает 60 км/ч, а протяжённость участков с уклонами – 99%. Чуть меньше протяжённость кривых участков пути – 66%.

Напомним нашим читателям: строительство обхода началось в августе 1982-го. В ту пору уже активно возводили Северомуйский тоннель, однако предполагалось, что его введут в эксплуатацию чуть позже, в 1986–1987 годах.

Так вот, чтобы на новой магистрали не было нерабочих участков, для пропуска грузов уже в марте 1983-го был сооружён первый временный обход от станции Ангаракан до станции Казанкан длиной 24,6 км.

Этот участок был проложен по кратчайшему пути, однако платой за это было превышение допустимых норм уклона: на отдельных участках этого обхода он достигал запредельных 40%. Поэтому приходилось расцеплять грузовые поезда на несколько частей: тепловоз перевозил всего по нескольку вагонов. А пассажирское движение на обходе из соображений безопасности было вообще запрещено. Со временем рельсошпальную решётку сняли, но насыпь и прилегающая грунтовая автодорога сохранились почти по всему протяжению былого обхода.

Между тем вскоре стало ясно, что строительство Северомуйского тоннеля не удастся завершить в намеченный срок. Более того, стало очевидно, что оно затянется на неопределённое время. Поэтому в ноябре 1985 года было начато сооружение нового обхода, которое завершилось в 1989-м. По нему разрешалось не только грузовое, но и пассажирское движение, однако скорость составов не превышала 20 км/ч.

Этот обход функционирует и в настоящее время, но после ввода в эксплуатацию Северомуйского тоннеля интенсивное движение по нему прекращено, исключение составляет лишь рабочий поезд Таксимо – Новый Уоян, курсирующий дважды в сутки.

В настоящее время Северомуйский обход зарезервирован для разгрузки основного пути БАМа и для поддержания работы магистрали в случае – не дай Бог, конечно – какой-либо аварии в большом тоннеле.

Одной из достопримечательностей данного обхода является знаменитый «чёртов мост», расположенный на двухъярусных опорах над рекой Итыкит. Высота этого уникального детища советской инженерной мысли составляет 35 метров.

Следует заметить, что перегон Перевал – Горячий Ключ имеет сложный план и профиль пути. Шутка ли: он состоит из 56 кривых общей протяжённостью более 16 км, в том числе 32 кривых малого радиуса, менее 350 м, суммарная продолжительность которых равна 9,7 км.

Так что необходимость укрепить, усилить этот обходной путь назревала давно. В минувшем году после принятия соответствующего решения силами путевой машинной станции № 303 Восточно-Сибирской дирекции по ремонту пути был выполнен капитальный ремонт на перегоне Перевал – Горячий Ключ. В ходе капремонта было уложено 16 пар старогодных рельсовых плетей, протяжённость «бархатного», бесстыкового, пути превысила 22 км.

В том же 2018 году подрядной организацией ООО «ОРК» была произведена сварка 164 рельсовых стыков алюминотермитным способом. На эти сваренные стыки силами работников Новоуоянской дистанции пути были установлены накладки.

Заметим, что в целях усиления требований к выполнению работ по сварке рельсов алюминотермитным способом с учётом новых технологических решений и контролю за качеством сварных рельсовых соединений с 1 января 2017 года действуют новые технические условия.

Сварка методом промежуточного литья известна в России с 30-х годов прошлого века, но твёрдо занимает своё место наряду с электроконтактной сваркой только последние 20 лет. Технология основана на процессе выделения большого количества теплоты, происходящего при сгорании термита – порошкообразного металлического алюминия, окислов железа и специальных легирующих добавок, улучшающих термитный металл.

Алюминотермитная сварка рельсов применяется на ВСЖД уже более шести лет и успела зарекомендовать себя вполне достойно. Так, она не требует дорогостоящего оборудования, позволяет обойтись без длительных перерывов в движении поездов, требует меньшее количество рабочих-путейцев в бригаде. Также нет необходимости для привлечения механизированных комплексов и специальных тяговых модулей, а доставка сварочных бригад осуществляется автотранспортом без привлечения аутсорсинговых организаций.

К слову, в ходе эксплуатации бесстыкового пути в Коршуниха-Ангарской дистанции при сварочных работах применялись две зарубежные технологии – немецкая и французская.

Так, например, по технологии германской фирмы Elektro-Thermit GmbH & Co. KG допускается соединение рельсов в различном сочетании по категориям качества, способам выплавки стали и заводам-изготовителям. Также нет протипоказаний для соединения между собой объёмно и поверхностно закалённых рельсов разных металлургических комбинатов и разных марок стали – как российского, так и импортного производства.

Данные работы без ограничений производятся во всех климатических районах при температуре окружающего воздуха не ниже минус пяти градусов в отсутствие атмосферных осадков. Больше того, в исключительных случаях возможна сварка в условиях умеренных атмосферных осадков – разумеется, при заблаговременном обеспечении специальных мер.

Отличительной особенностью сварки по немецкой технологии является применение одноразового тигля, представленного в виде металлической ёмкости весом более 11 кг. А в качестве направляющих для установки рельсового стыка по горизонтальной и вертикальным плоскостям применяются упорные клинья.

Опуская по понятным причинам некоторые детали технологических операций при сварке пары близлежащих стыков силами одной объединённой бригады, состоящей из двух сварщиков и двух монтёров пути, заметим, что, помимо вышеупомянутых плюсов, наблюдается ещё и некоторый выигрыш во времени. То есть сокращается продолжительность ряда основных операций по сравнению с традиционной электроконтактной сваркой.

Возвращаясь к Северомуйскому обходному пути, добавим, что подрядной организацией ООО «ОРК» в нынешнем году будет продолжена работа по алюминотермитной сварке рельсов на перегоне Перевал – Горячий Ключ. А доблестный железнодорожный спецназ – коллектив путевой машинной станции №303 – выполнит капитальный ремонт на старогодных материалах перегона Горячий Ключ – Казанкан.


Рэм Чарский