23 июля 2019 03:28
фото: Сергей Кулыгин

Качество первым темпом

В Иркутске подведены итоги конкурса профессионального мастерства среди осмотрщиков-ремонтников вагонов АО «Федеральная пассажирская компания»

Программа соревнований включала четыре этапа: представление команд-участниц, проверку теоретических знаний и два практических конкурса.
В одном из них участники должны были продемонстрировать приёмы осмотра вагонов, а также навыки владения шаблонами, в другом оценивались командные действия по устранению неисправностей.

Практическая часть конкурса проходила на базе пассажирского вагонного депо Иркутск. Первой к выполнению заданий приступила команда Дальневосточного филиала АО «ФПК». Включён секундомер – время пошло. За пять минут осмотрщик должен выявить максимальное число неисправностей вагона, которые заблаговременно устроили организаторы.

– На тормозной колодке чека недобита, отсутствует температурный датчик системы контроля нагрева буксы, отсутствует болт на крышке тормозного цилиндра, – осмотрщик Илья Малютин действует быстро и чётко, постукивая молотком по буксам, ныряя под днище вагона и подсвечивая себе фонариком. Внимательно наблюдающий за его действиями контролёр отмечает галочками выявленные дефекты.

Стоп! Секундомер остановлен. В списке из 25 неисправностей отмечено чуть меньше половины, значит, у следующих участников будет больше шансов на победу.

– Пять минут – это, сами видите, просто надо бежать вокруг вагона. В обычной обстановке даётся 14 минут на одну сторону, – оправдывается Илья Малютин.

– Пять минут – это действительно мало, – соглашается ревизор по безопасности движения поездов Денис Васильев. – Но мы вынуждены такие временные рамки ввести из-за большого количества участников. Лучшие всегда покажут себя, в любой ситуации, в любых условиях.

Что и продемонстрировал один из следующих участников Сергей Соловьёв. Осмотрщик из Иркутска смог в отведенное время выявить достаточное число неисправностей, даже тех, которые организаторами не планировались.

Следующий этап – осмотр автосцепки и проверка практических навыков владения шаблонами. Но перед этим – новый, ранее не входивший в программу вид испытаний: из разложенных на столе инструментов каждый участник должен отобрать необходимые и уложить их в сумку.

– Перечень инструментов, которые использует осмотрщик, определён инструкцией, – объясняет мастер ПТО Денис Зимин. – Кроме того, на шаблонах имеются штампики контрольно-измерительного пункта, они могут быть просроченными или отсутствовать.

Самым сложным для участников конкурса стал командный этап, в ходе которого требовалось заменить воздухораспределитель, гидравлический гаситель колебаний и тормозную колодку. С колодками проблем не возникло ни у кого, а вот при замене двух других узлов порой приходилось объединять усилия всей команды. Особенно капризным оказался гаситель колебаний. Если первые три команды поменяли его без особых проблем, уложившись в 10 минут, то у коллектива Западно-Сибирской дороги на это ушло вдвое больше времени.

– Считаю, что команды находятся в неравных условиях, – возмущался осмотрщик Владимир Сторожук. – Кто-то поставил шайбы так, что их потом не выбить. И шайбы не соответствуют размеру, перекрывают отверстие валика.

Впрочем, это обстоятельство не помешало другим командам показать лучшие результаты. По итогам двух дней первое место в командном зачёте занял коллектив Куйбышевского филиала АО «ФПК». На втором месте – москвичи, «бронза» – у Горьковского филиала.

В индивидуальном зачёте наибольшее количество баллов набрал Дмитрий Грешнов (Уральский филиал). На втором месте Сергей Соловьёв (Восточно-Сибирский филиал), на третьем – Сергей Слепов (Приволжский филиал).

Что касается нашей команды, то её выступление можно назвать весьма успешным. Помимо «серебра» в личном зачёте, наши осмотрщики заняли почётное 

4-е командное место, продемонстрировав завидную стабильность. В прошлом году на конкурсе в Минводах они также были четвёртыми. Вот полный состав нашей тройки: Михаил Кравцов (Северобайкальск), Сергей Соловьёв (Иркутск) и Григорий Гонсоронов (Улан-Удэ). Спрашиваю у самого опытного, Михаила Кравцова, что было наиболее сложным на конкурсе.

– Самое сложное – это спешка. В нашей работе она точно не гарантирует качества.

Но конкурс есть конкурс. Здесь главным критерием победы является скорость. Хотя и о качестве выполнения работ здесь не забывали. После завершения каждого этапа эксперты тщательно проверяли правильность выполнения операций. Некоторые команды наказывались за допущенные ошибки штрафными баллами.

И все же, по большому счёту здесь не было побеждённых.

– Главное в подобных мероприятиях – это обмен опытом для работников одной профессии, общение, выявление лучших, – отметил один из организаторов конкурса заместитель начальника пассажирского вагонного депо Иркутск Константин Тарасов. – И мы им стараемся в этом всячески помогать.

Старший осмотрщик вагонов Сергей Соловьёв стал вторым в индивидуальном зачёте



Сергей Кулыгин