20 июля 2019 10:13
фото: Рэм Чарский

Счёт идёт на метры, месяцы и дни

Строители нового Байкальского тоннеля достигли максимального ускорения в укладке верхнего строения пути

В масштабной программе модернизации БАМа ключевая роль отведена новому Байкальскому тоннелю. Напомним нашим читателям, что врезка под козырёк скальной породы и строительство этого важнейшего стратегического объекта начались в октябре 2014 года. А в ноябре 2019-го тоннелестроители планируют сдать новый тоннель «под ключ».
В вахтовом посёлке Гранитном, где располагается горная база АО «БАМтоннельстрой» со всей необходимой инфраструктурой, нам выдают всё положенное подземное снаряжение и амуницию, проводят инструктаж по технике безопасности и охране труда. И вот мы уже едем на восток: оттуда, по замыслу тоннельных командиров, должна начаться наша подземная одиссея.

Площадка у портала представляет собой некую немыслимую концентрацию самой разной техники, подъёмных кранов, стройматериалов и оборудования. Всё это гудит, рычит, перемещается и беспрестанно сигналит: мол, берегись!

Наконец, вся эта бодрая «музыка» остаётся позади, и мы попадаем в царство строгой геометрии: подсвеченный прямой прерывистой линией светильников, уходящей вдаль, пред нами во всём великолепии предстаёт грандиозный тоннель, выполненный в форме правильного круга.

По его условному «дну», или, по терминологии тоннелестроителей, обратному своду, уже проложена стандартная стальная колея в 1520 мм. Правда, начинается она примерно в полукилометре от портала. Рельсовый путь проложен для перемещений технологической телеги: с этого внушительного «транспортного средства» можно легко достать до десятиметрового потолка строящегося объекта. А ещё – контролировать состояние вентиляционной системы, управлять козловым краном и выполнять ряд других задач.

И вот мы уже на борту попутного тягового мотовоза – едем на запад, к месту укладки верхнего строения пути. Следует заметить, что начало этого процесса было положено ещё в сентябре прошлого года: по словам заместителя генерального директора АО «БАМтоннельстрой» Надии Тукач, было решено идти от центрального ствола на запад и восток двумя фронтами.
Заместитель начальника «БАМтоннельстроя» Надия Тукач: Вскоре будет красота на этих горных склонах…

Подъехали мы весьма удачно: как раз шёл уникальный процесс подготовки ложа обратного свода и монтажа малогабаритных рам (МГР-Т4М-1520-380-УЗ). Опуская некоторые технические подробности, отметим, что эти самые рамы довольно-таки тяжёлые: вес одной такой железобетонной конструкции – 
2650 кг. Так что без козлового крана ККЭ-5-4,35-380-УЗ тут никак не обойтись.

Сначала раму монтируют в положение, близкое к проектному. Удерживая её у основания на расстоянии 500 мм, под опорные болты поверх демпферных матов укладывают опорные пластины – для того, чтобы избежать точечного контакта с матами. Затем опускают её – постепенно, внимательно следя за сопряжением опорных конструкций. Зазор между смежными рамами минимальный – 10 мм. Для выставления рельсорамной решётки в проектное положение используются только новые рельсы Р-65. Впоследствии эти инвентарные 25-метровые рельсы заменят на длиннейшие, 800-метровые, рельсовые плети – будет бархатный, бесстыковой, путь. Если в процессе эксплуатации какой-нибудь из рам станет «плохо» – скажем, она пойдёт трещинами или что-то ещё приключится, – можно будет легко и просто её заменить, не надо разбирать весь путь.

Бетонирование подрамного пространства производится с обязательным уплотнением глубинными вибраторами типа ИВ-98. Вибронаконечник погружается в свежеуложенный бетон на 5–10 см вертикально или с небольшим наклоном. «Виброобработка» продолжается в течение 10–15 секунд. Уплотнение прекращается, когда уже не наблюдается оседание бетонной смеси и больше на её поверхности не появляются пузырьки воздуха.

За более чем тридцатилетнюю практику освещения подземного строительства на северах такое потрясающее действо мне доводилось видеть нечасто. Ну а для сегодняшней смены тоннелестроителей, возглавляемой заместителем начальника участка Константином Шумилястом, это привычная, повседневная работа. Как отмечает Надия Сабирджановна, хорошо идут дела и на западном, и на восточном фронте: уже вышли на максимальную скорость укладки ВСП в тоннеле – по 700 и более метров в месяц в каждую сторону. То есть установлен своеобразный рекорд предприятия: 1450 м в месяц. На сегодняшний день осталось уложить ещё порядка 570 м – эту задачу планируют решить до конца апреля. Так что тоннелестроители с отличным, боевым настроением встретят грядущий День Победы.

Ну а затем, по выходе из-под земли на свет Божий, останутся работы по обустройству вентзданий на западе и востоке, здания военизированной охраны, сооружению технических средств охраны. После демонтажа временных зданий и сооружений планируется комплекс мероприятий по рекультивации и благоустройству всей территории.

– Посадим повсюду берёзки и сосны, так что будет красиво, как на знаменитых живописных полотнах Левитана и Куинджи, – улыбается моя собеседница. На сегодняшний день в числе передовиков производства она называет заместителей начальника участка Александра Павлова и Константина Шумиляста, механика Кирилла Берсенёва, энергетика Романа Марковича и сменных маркшейдеров, двух Наташ – Васильеву и Кириллову.

Говоря о подходах к порталам, моя собеседница отмечает, что тоннелестроители, согласно проектному заданию, возведут земполотно в пределах 300–400 м в на запад и восток. Ждёт своего часа и постоянное обустройство нового тоннеля: контактная сеть, оборудование системы СЦБ, связи, пожаротушения и прочее. В декабре, после завершения этих работ, новый Байкальский тоннель будет полностью готов встать в строй и сможет подставить своё мощное плечо несколько подуставшему в ходе многолетней эксплуатации действующему собрату.


Рэм Чарский