23 мая 2019 11:51
фото: Лейла Мустафаева

Установка на лидерство

Потенциал рабочей молодёжи может и должен быть востребован в условиях развития железнодорожного транспорта

Участниками 7-й Школы молодого профсоюзного лидера Иркутского филиала Дорпрофжела на ВСЖД стали производственники, большая часть которых мало что знает о профсоюзе, но жаждет нового, она активна, амбициозна. Насколько верен избранный формат, покажет время.
На круги своя

Путёвку на региональную ШМПЛ, нынче посвящённую 45-летию начала строительства БАМа, получили новички. Организаторы мероприятия смело нарушили, казалось бы, навеки сложившуюся традицию приглашать на школу молодых активистов, которые уже показали себя в деле. На ШМПЛ приезжали не только за новыми знаниями, знакомствами, но и за тем, чтобы поделиться своим опытом профсоюзной жизни. Нынче в филиале решили пойти другим путём. А если быть точнее, сделать ШПМЛ такой, какой она была задумана изначально. Идею проводить школу для молодых лидеров предложили на одном всероссийском форуме студенты Иркутского государственного университета путей сообщения. В филиале Дорпрофжела этот проект был поддержан и оценён по достоинству. И вскоре он вырос в профсоюзное мероприятие для рабочей молодёжи ВСЖД. Идея иркутян оказалась столь хороша, что сегодня масштаб школ профлидера самый разный, включая сетевой. 

Вакансии для вожаков

Тридцать три работника предприятий Иркутского региона собрались в учебном центре Дорпрофжела на базе отдыха «Железнодорожник». 

Многие из них трудятся на магистрали первый год. И мало кто знаком друг с другом. Но всех их объединяет то, что они только начали познавать тонкости производственной жизни, знакомиться с делами профсоюза, открытые для новых знаний, и в голове у каждого – много интересных идей, требующих воплощения. И лидерский потенциал есть, который надо развивать. Хорошим толчком для личностного роста может стать ШМПЛ.

– Лидерами не рождаются. Ими становятся, – говорил руководитель Иркутского филиала Дорпрофжела Сергей Жуйков, открывая трёхдневную школу. 
Встреча с профлидерами. Сергей Жуйков, Александр Степанов и Татьяна Степанова

Торжественной части предстояло плавно перерасти в главное мероприятие первого дня – встречу с интересными людьми. Известные в регионе однофамильцы Татьяна Степанова, профлидер эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный, и Александр Степанов, экс-руководитель Иркутского райпрофсожа, бывший председатель дорожного совета ветеранов, неслучайно получили приглашение выступить перед молодёжью. 

У Александра Ефимовича за плечами солидный опыт профсоюзной работы. Это человек-история. Ветерана и его дела железнодорожники вспоминают добрым словом. Он воспитал не одного профлидера. Татьяна Васильевна возглавляет организацию, за которой закрепился статус кузницы молодых профсоюзных кадров. 

Гости рассказывали о своей работе. На поверку выходило, что оба профлидера вспоминали перестроечные 90-е годы. В тяжёлый для страны период представителям железнодорожного профсоюза всех уровней необходимо было решать много разных вопросов – начиная от проблем, связанных с несвоевременной выплатой зарплаты трудящимся, и завершая ведением переговоров в коллективах, объявивших о забастовке. 

И сегодня у профсоюзных лидеров обширный фронт работы. Они должны быть в гуще событий трудовых коллективов. Татьяна Степанова приводила свежие примеры из жизни родного депо, как приходится держать руку на пульсе, чтобы работники на линии были обеспечены, например, питьевой водой. Или такой недавний случай: наказали осмотрщика за то, что в рабочую сумку он не положил инструмент, который для дела-то нужен, но в ней – по инструкции – находиться не должен. Предстояло разобраться в ситуации, решить вопрос. Малозначительный, казалось бы. Но за ним – уверенность рабочего в своей правде, честь профсоюзной организации.

– Если вы не видите работу профсоюзной организации, это не означает, что трудовой коллектив в ней не нуждается. Если нет явных проблем – она хорошо работает, решает вопросы на опережение, – констатировал Сергей Жуйков под занавес встречи. Говорил руководитель, обращаясь к молодёжи, что самая лучшая защита – это самозащита. Молодые активисты, которые знают свои права и готовы их отстаивать, всегда могут рассчитывать на помощь взрослых товарищей.  

Ни одного вопроса участники школы гостям не задали. Хотя возможность была. 

– Татьяна Васильевна, а о чём бы вы спросили сегодняшних слушателей, если бы потребовалось задать вопросы им? – поинтересовалась я. 

– Сначала я бы поделилась предложением. От молодёжи мы, люди с опытом, ждём активности, чтобы они нас подталкивали, задавали тон, были запевалами. Вынашивали идеи – интересные, смелые, пусть даже абсурдные. В них – своё рациональное зерно. 

Ориентиры заданы

Смелым идеям быть! Встреча участников школы с председателем Дорпрофжела на ВСЖД Александром Старцевым, которая состоялась на второй день, в этом вопросе стала показательной. Профлидер рассказал, чем сегодня занимается дорожная профсоюзная организация, какие решает проблемные направления. В частности, поведал о ходе подготовки к новому коллективному договору, период действия которого наступит 1 января 2020 года. Но действовать надо сейчас, чтобы максимально сохранить имеющиеся пункты и наполнить документ новыми, навеянными временем. 

Говорил Александр Сергеевич об актуальности защиты работников транспорта, которые в результате реформирования стали заложниками трудовых отношений, характерных для частного бизнеса. Объяснял важность реализуемых по линии профсоюза решений, связанных с безопасностью движения поездов, охраной труда на предприятиях. Свидетельствовал о плюсах и минусах научно-технического прогресса. Он коснулся каждого железнодорожника, занятого в основном производстве. 

– Без единства нет сплочения, – отмечал профлидер.

Вопросы ему юноши и девушки задавали активно. Поднимали темы, связанные с охраной труда на предприятиях, касающиеся должностных инструкций и, конечно же, не обошли интересом коллективный договор. Те же, кто хотели озвучить вопросы о наболевшем, но смелости так и не набрались, просто внимательно слушали, буквально впитывая информацию. Она для большинства была принципиально новой. Как и сам разговор, в ходе которого можно было глаза в глаза задать вопрос и получить честный ответ. 

Решение за мной!

Алексей Хуснутдинов, дежурный по станции Куйтун, в должности месяц. Выпускник ИрГУПСа трудится на Восточно-Сибирской дороге два с половиной года. Предложение поехать на линию работник станции Кая принял сразу, легко отказавшись от жизни в областном центре. 

Он, классический представитель здравомыслящей рабочей молодёжи, принял решение освоить свою профессию основательно, попробовав силы в самых разных производственных условиях. Задумывается и о карьерном росте. Новую порцию веры в себя как будущего профи Алексею успели заложить куйтунские движенцы: поддерживают, помогают. 

– Я никогда не интересовался профсоюзной жизнью. На ШМПЛ мне многое стало понятно, – поделился молодой человек. 

Дежурный по парку станции Зима Никита Луценко тоже, как Алексей Хуснутдинов, приехал на линию из города – спутника областного центра Усолья-Сибирского. И с мыслью – расти в профессии. В профсоюзной жизни, как говорится, замечен не был. Только вот какое дело. По результатам тестирования на знания устава Роспрофжела молодой человек показал лучший результат. 

– Человек должен знать свои права. Изучив устав, я знаю, какие есть возможности у членов профсоюза, – рассказывал зиминский движенец.  

Денис Воронков, дежурный по горке станции Иркутск-Сортировочный, в кругу сверстников был, пожалуй, самый именитый. В прошлом году движенец стал победителем сетевого конкурса профмастерства среди дежурных по сортировочной горке. Но всё, что происходило на школе, впитывал в себя с интересом.

– Человек должен развиваться, познавать новое, стремиться к вершинам, – объяснял Денис свой интерес ко всему. 

Коллега Воронкова по предприятию специалист по охране труда Юлия Анциферова на Восточно-Сибирской работает три года. За это время успела заявить о себе на сетевом конкурсе «Новое звено». Вместе с коллегами с соседних дорог подготовила проект по бережливому производству, который сегодня реализуется на Восточном полигоне. ШМПЛ для Юлии тоже стала открытием. 

Электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки Иркутск-Сортировочный Александр Ткачёв – в статусе молодого специалиста. По приходу на предприятие сразу влился в спортивную жизнь коллектива. Физическую подготовку бывшего игрока сборной ИрГУПСа по баскетболу эсцебисты оценили в деле. 

– В школе, вузе я был вне общественной жизни. А вот сегодня думаю: зря избегал. Для меня ШПМЛ – открытие самого себя. 

Анастасия Стробыкина, дежурная по станции Военный Городок, и Антон Птухин, составитель поездов станции Иркутск-Пассажирский, узнав о возможности поучаствовать в ШМПЛ, сами выказали на то желание. 

– Для нас здесь всё новое. Но теперь хочется быть активными не только на своём рабочем месте, но в общественной жизни тоже, – делилась Анастасия.

Игорь Зинков, ведущий инженер сектора механизации дирекции аварийной-восстановительных средств, в этом году был избран председателем совета молодёжи. И сразу взялся за проект, реализация которого позволит ещё больше сплотить подразделения дирекции. 

– Решено объединить коллективы аварийно-восстановительных поездов добрым делом. Объявили о сборе хороших детских вещей, игрушек, в которых в ряде семей необходимости уже  нет. И раздать нуждающимся. Поэтому мне очень хочется посмотреть, как на ШМПЛ делаются проекты. 

Сергей Ковалёв, технолог путевой машинной станции № 340, что на станции Гришево, ранее даже не задумывался над тем, для чего нужен профсоюз. На ШМПЛ получил полное представление. Единственное, о чём сожалел Сергей, – он не задал вопросы Александру Старцеву. Ведь они касались святого – программ охраны труда, порядка обеспечения бытовых условий пээмэсников во время летних путевых работ.

Проектам – быть 

В направление по проектной деятельности, ставшее за семилетнюю историю ШМПЛ традицией, организаторы решили внести принципиальное изменение. Генерировать идеи молодёжь должна. Но просто разработать проект на бумаге значит сделать только первый шаг. Главное условие – идею нужно реализовать. 

Пять проектов подготовили в командах юноши и девушки. Два производственных организаторы сразу взяли на заметку. По достоинству была оценена идея браслета безопасности для людей, работающих на путях. Умный датчик оповестит зазевавшегося работника о приближении состава. Интерес вызвало предложение создавать стенды визуализации людей на предмет укомплектованности средствами индивидуальной защиты. Подойдёт тот же осмотрщик вагонов к стенду, сравнит своё изображение в зеркале с манекеном на плакате, убедится, что всё в экипировке в порядке, и – смело к железнодорожным путям. 

Пикничок не пустячок 

Председателем молодёжного совета Иркутского филиала большинством голосов выбрали Ольгу Коровушкину. Техник сервисного локомотивного депо Иркутское сама предложила свою кандидатуру на эту должность. Выпускница ИрГУПСа трудится на предприятии чуть более полутора лет. Ей 23 года. И за плечами у неё опыт профсоюзной работы со студентами. Родной вуз девушка представляла дважды на всероссийском конкурсе «Студенческий лидер». 

Замами председателя стали Александр Ткачёв, электромеханик Иркутск-Сортировочной дистанции СЦБ, и Анастасия Стробыкина, дежурная по станции Военный Городок. 

Новый лидер уже показала, что умеет мыслить креативно. Во время проектирования Ольга предложила провести в иркутской роще «Молодёжная» пикник знакомств. Шашлыки обязательны. И поедаться они будут под концерт, в череде творческих мастер-классов, конкурсов, спортивных состязаний. От такого мероприятия мало кто из молодых откажется. А после знакомства в неформальной обстановке они дружной, сплочённой командой возьмутся за поставленные перед рабочей молодёжью задачи. 
2-4.jpg
2-8.jpg
Интересные мастер-классы, живые лекции – главные образовательные составляющие школы

Новому профлидеру молодёжного совета Иркутского филиала Ольге Коровушкиной оптимизма не занимать


Лейла Мустафаева