17 февраля 2020 13:47

17 февраля 2020 13:47

фото: Александр Богачёв

Ответственность партнёрства

Основная тема этого года – выполнение отраслевых соглашений и коллективных договоров

В преддверии социально-экономического форума на Восточно-Сибирской магистрали председатель дорожной территориальной профсоюзной организации рассказал, каким образом формируется повестка дня.
Александр Старцев, председатель дорпрофжела на ВСЖД
Александр Старцев, председатель дорпрофжела на ВСЖД

– Александр Сергеевич, этот год объявлен Роспрофжелом годом социального партнёрства. Что кроется за этой формулировкой применительно к железной дороге и за счёт чего достигается это партнёрство?

– Система социально-производственных отношений, которая сегодня работает в ОАО «РЖД» и применима в целом для союза работодателей «Желдортранс», подразумевает выполнение основных правил, сформированных по принципу социального партнёрства.

Данное понятие было внесено в Трудовой кодекс РФ в 2002 году. Оно подразумевает не только систему, но и уровень рассмотрения вопросов. Стало попросту невозможным регулировать взаимоотношения работника и работодателя в частном порядке, без элемента договорённости. Появилось понятие «представитель работников», и эту роль на себя взял профсоюз.

Мы вывели на новый уровень рассмотрение как трудовых, так и непроизводственных отношений. Всё это зафиксировано в коллективном договоре, устанавливающем льготы в соответствии с Трудовым кодексом и выходящие за его рамки. 

Например, восьмой раздел колдоговора направлен на защиту прав ветеранов организации, давно вышедших из трудовых отношений с дорогой. Именно благодаря системе социального партнёрства наши ветераны пользуются льготами по коллективному договору. Существует масса других льгот, таких как летний отдых детей работников, оздоровление работников и т. д.

Без принципа социального партнёрства невозможно вести и оперативно решать многие вопросы. 

Мы столкнулись с этим в прошлом году в свете пенсионной реформы. Как только был получен первый законопроект, Роспрофжел сразу подключился к его обсуждению. Понимая, что значительная часть работников ОАО «РЖД» трудится в опасных и вредных условиях и эти факторы неустранимы, совместно с работодателем мы выработали единую позицию, чтобы особая категория работников, имеющая право досрочного выхода на пенсию, данное право сохранила.

Кроме того, в существующий договор с негосударственным пенсионным фондом «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» было внесено изменение о сохранении первоначально оговорённого срока назначения негосударственной пенсии. И теперь у нас появилась категория людей, приравненных к пенсионерам. Тех, кто согласно реформе не достиг пенсионного возраста, но уже по договору имеет право на получение выплат из негосударственного фонда.

При этом данная категория лиц сможет пользоваться льготами колдоговора, предусмотренными как для работников, так и для пенсионеров.

– Эта тема достаточно общая. Есть ли примеры более точечной работы?

– В этом году нас ожидает большой юбилей – 45-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. К этой дате готовится ряд социальных программ, одна из которых касается закрепления кадров. Согласно ей с 1 января 2019 года введена 10-процентная надбавка для работников ОАО «РЖД» от станции Лена до станции Комсомольск-на-Амуре. Аналогичная надбавка установлена и для работников НУЗов.

Также существуют программы по взаимодействию с региональными властями, субъектами Федерации по реализации социальных проектов разной направленности, включая восстановление мобильности населения.

– Есть ли вопросы касаемо системы социального партнёрства, актуальные накануне очередного социально-экономического форума?

– Таких вопросов много. Основная тема форума, который в этом году состоится уже в 17-й раз, – это выполнение на полигоне ВСЖД отраслевых соглашений и коллективных договоров различных структур.

Дорожная территориальная профсоюзная организация как представитель работников контролирует около 50 колдоговоров и два основных отраслевых соглашения. Сложность состоит в том, что система социального партнёрства на всех уровнях и во всех структурах проявляется по-разному. Это логично, 

поскольку каждый хозяйствующий субъект пользуется подходами и принимает решения в соответствии со своим бюджетом и возможностями.

Наша задача – контролировать через первичные профсоюзные организации соблюдение колдоговорных отношений во всех этих структурах, что зачастую оказывается непростой задачей.

Необходимо учитывать специфику каждого предприятия в границах дороги, в том числе аутсорсинговых и частных организаций, таких как Первая нерудная компания, рельсосварочное производство «РСП-М», вагоноремонтное предприятие «Черемхово» и других.

Результатом социального партнёрства является сохранение предприятия в конкурентной среде и при этом поддержание уровня социальной защищённости работников.

– Можете назвать примеры, когда при проведении подобной работы условия колдоговорных отношений приходилось подстраивать под возможности предприятия?

– Вот в 2018 году истёк срок действия Коллективного договора вагоноремонтного предприятия «Черемхово». Мы с первичной профсоюзной организацией и представителями работодателя провели переговоры о принятии нового документа на предстоящий период. И конечно же, в этом вопросе возникла масса разногласий, что само по себе является вполне нормальным процессом. Ведь работодатель в первую очередь смотрит, чтобы его предприятие приносило прибыль, что позволит наполнять финансами различные статьи расходов.

Мы прекрасно понимаем, что от таких предприятий некорректно требовать дотянуться до уровня Коллективного договора ОАО «РЖД». Им экономически это будет не выгодно. 

В такой ситуации наша задача урегулировать процесс согласования документа на всех этапах. И я вам могу сказать, что коллективный договор на 2019 год с этим предприятием мы подписали и даже добились некоторых улучшений по сравнению с предыдущим документом.

– К каждому социально-экономическому форуму работники поднимают много острых вопросов. Некоторые из них проявляются периодически. Что это за темы и почему так происходит?

– Вопросы, поднимаемые на социально-экономическом форуме, – очень интересная тема. К нам постоянно приходят тысячи запросов. Если все их озвучивать, не хватит и целого дня для доклада. Поэтому мы систематически проводим работу, стараясь решать любые конфликты на месте. И это успешная практика. В прошлом году, например, ни по одному предприятию в конфликтных ситуациях мы не вышли на трудовую инспекцию или арбитражный суд, удовлетворив интересы обеих сторон досудебно.

Разумеется, есть масса вопросов, которые не доходят до форума, поскольку решать их можно и нужно и на местном уровне. 

Если требуется более серьёзное рассмотрение, то тема включается в повестку форума. Формат видеоконференции позволяет задействовать в этом процессе весь обширный полигон магистрали. 

Мы воспринимаем форум как эффективный инструмент системы социального партнёрства, позволяющий систематизировать потребности работников, формировать программы по их удовлетворению и давать толчок к их реализации. 

К примеру, 2018-й был объявлен годом улучшения условий труда. Он всколыхнул целый перечень вопросов, касающихся данного направления. Было разработано несколько программ по улучшению санитарно-бытовых условий, условий труда на рабочих местах и т. д.

Мы понимаем, что за год такие глобальные программы осилить невозможно. Проблемы, которые решены по итогам форумов прошлого года, ещё будут возникать точечно. 

Всегда будут устаревать и выходить из строя приборы жизнеобеспечения в локомотивном комплексе, будут возникать вопросы наличия и сохранности инструмента, средств малой механизации, средств безопасности труда. 

Также невозможно разом отремонтировать все бытовые помещения, и время от времени они будут требовать особого внимания. 

Нельзя навсегда уйти от проблемы доставки на объекты монтёров пути рабочими поездами на севере, от проблемы организации быта и питания работников во время летних путевых работ, поскольку постоянно изменяются производственные задачи и объёмы. 

Постоянно будет продолжаться поиск новых систем безопасности труда, применение новых технологий, а значит, данные темы всегда актуальны.

Вопросов тысячи, но главное то, что был получен толчок к организации планомерной и постоянной работы программ по улучшению условий труда. 


Беседовал Александр Богачёв

Элемент не найден!