20 сентября 2019 00:04
фото: Сергей Ринчинов

Сложение усилий приносит результат

Развитие полигонных технологий позитивно отражается на производственных показателях магистралей Сибири и Дальнего Востока

На заседании технологического координационного совета Восточного полигона, которое состоялось в Иркутске, обсудили работу по совершенствованию системы управления производственными процессами.
Перевозочные технологии – как живой организм

Все железные дороги, входящие в Восточный полигон (Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Дальневосточная), организовывают свою работу в соответствии с едиными сквозными полигонными технологиями, но при этом каждая магистраль имеет свои технические и технологические особенности. 

По словам начальника ВСЖД Василия Фролова, перевозочные технологии – как живой организм, для настройки которого и был создан в 2015 году координационный совет Восточного полигона. Он призван учесть потребности четырёх дорог и выстроить сбалансированную технологию перевозочного процесса.

– В условиях существенного увеличения дальности перевозок уже нельзя ограничиваться управлением эксплуатационной работой на уровне железных дорог и регионов, как это происходило раньше, когда в их пределах находилась значительная часть точек зарождения и погашения грузопотоков,  – отметил, открывая заседание технологического координационного совета, Василий Фролов. – Ключевой инициативой является дальнейшее развитие сквозных принципов управления движением поездов от мест зарождения грузопотоков до станций массовой выгрузки. В этой связи продолжается работа по совершенствованию системы управления производственными процессами  на Восточном полигоне.

В своём выступлении начальник ВСЖД отметил, что президентом страны обозначены основные стратегические ориентиры,  предусматривающие в долгосрочной перспективе увеличение пропускной и провозной способности БАМа и Транссиба до 180 млн тонн грузов в год, а также четырёхкратный рост количества ускоренных контейнерных поездов с общим временем нахождения в пути следования от Владивостока до западных границ Российской Федерации не более семи суток. И всё это необходимо выполнять в условиях неснижаемых объёмов оздоровления инфраструктуры, выполнения заданий компании по повышению производительности труда и сокращению внутренних издержек.

Работа в условиях полигонной модели управления также позволила Восточно-Сибирской магистрали увеличить участковую скорость с 44 км/ч в 2016 году до 45,1 км/ч в 2018 году, маршрутную скорость доставки всех отправлений на 44,8 км/сутки, при этом общая надёжность доставки повысилась на 3,1%. За последние три года на магистрали наблюдается непрекращающийся рост грузооборота (+11,6% к показателям 2016 года), а вместе с ним веса поезда (+78 тонн, или 2%) и производительности локомотивов (+14 тыс. ткм брутто, или 0,6%).

– Сегодня мы воочию видим, как снялись проблемы на междорожных стыках, – продолжил Василий Фролов. – Так, в начале января зафиксирован абсолютный рекорд по станции Тайшет по вагонообороту – 24,7 тыс. вагонов. Напомню, что предыдущие пиковые показатели были отмечены в 1988 году, тогда по Тайшету вагонооборот составлял 21 тыс. Более того, в конце января по всем стыкам Восточно-Сибирская магистраль передала 202 поезда – это также абсолютный рекорд. В январе 2019 года с основных станций дороги отправлялось в среднем в сутки 18 поездов весом более 6300 тонн, что на 5 поездов больше, чем было в 2018 году. Рост к соответствующему уровню 2017 года составил 2,6 раза. Позитивные тенденции, которые мы наблюдаем на Восточно-Сибирской магистрали – это, безусловно, заслуга единых полигонных технологий.

Стартовый этап пройден

За прошедший с момента создания координационного совета период  в системе управления на полигоне многое изменилось. Был создан и успешно функционировал Центр управления перевозками на Восточном полигоне (ЦУП ВП), теперь его 

правопреемницей стала Дирекция управления движением Восточного полигона, в состав которой вошли Забайкальская и Восточно-Сибирская региональные дирекции управления движением. Образован Центр управления содержанием инфраструктуры на Восточном полигоне, решающий задачи по планированию «окон» и ремонтных работ на инфраструктуре, совершенствованию системы оперативного реагирования на дестабилизирующие факторы в инфраструктурном блоке. 

Управление жизненным циклом эксплуатации путевых машин сегодня осуществляется на протяжении всего полигона силами Восточной дирекции. Также создана служба управления тяговыми ресурсами Восточного полигона.

– Дальнейшее развитие продолжится после строительства здания нового ЦУПа, ориентировочно в 2022 году единый центр ответственности Восточного полигона будет находиться в Иркутске. Перед нами стоит задача обеспечить рост перевозки грузов, и всё направлено на её решение. И оптимизация диспетчерского аппарата, совершенствование технологий позволит нам этого добиться, – отметил заместитель начальника Центральной дирекции управления движением по Восточному полигону Ринат Хабибуллин.  

Ряд вопросов требует скорейшего решения 

Тем не менее без шероховатостей и проблемных ситуаций ни одна реформа не проходит. На заседание технологического координационного совета Восточного полигона был вынесен ряд вопросов, которые требуют скорейшего решения. В частности, необходимо акцентировать внимание на несовершенстве учётной политики в условиях продолжающейся трансформации полигонных структур управления. Например, в декабре 2018 года на ВСЖД столкнулись с ситуацией, когда задержки пассажирских и пригородных  поездов, вызванные по-следствиями отказа в работе технических средств на перегоне Ксеньевская – Кислый Ключ Забайкальской  дороги, были учтены за Восточно-Сибирской магистралью. Данный факт серьёзно отразился на показателях дороги в отраслевом соревновании. На заседании было заявлено, что для обеспечения объективности учёта опозданий, влияющих на показатели отраслевого соревнования, отказы и технологические нарушения должны быть учтены за железной дорогой, в границах которой территориально расположено линейное структурное подразделение полигонной дирекции.

Заместитель начальника Управления движением – начальник Центра управления перевозками на Восточном полигоне Артём Власенский обозначил ещё одну проблему. Программой второго этапа развития Транссиба и БАМа на Восточном полигоне намечено увеличение парка локомотивов за счёт поставки новых серий, однако развитие сервисных участков и СЛД не предусмотрено. Для выполнения программ ремонта увеличивающегося парка локомотивов необходимо развитие сервисных участков Междуреченск, Мариинск и Тайшет. Реконструкция именно этих участков, расположенных по конечным пунктам обращения локомотивов, позволит избежать их передислокации на ремонт в сервисные депо и сократить эксплуатационные расходы.

В условиях роста объёмов перевозок с увеличением пропущенного тоннажа по железнодорожным путям возникает потребность в наращивании объёмов ремонтно-путевых работ. По словам Артёма Власенского, несоблюдение баланса между грузооборотом и объёмами ремонта инфраструктуры может привести к нарушению ритмичности работы перевозочного процесса и к снижению эффективности работы железнодорожного транспорта. 

Для обеспечения баланса он предложил решить ряд задач. Организовать работу по увеличению количества тяжеловесных, длинносоставных соединённых грузовых поездов, а также по корректировке графика следования пассажирских поездов. В период проведения ремонтных работ необходимо увеличить выработку в закрытие за счёт передислокации на Восточный полигон высокопроизводительной техники. Помимо этого, начальник Центра управления перевозками на Восточном полигоне в своём докладе предложил рассмотреть возможность увеличения пропускных способностей путём вложения средств в усиление устройств энергообеспечения и блокировки для сокращения интервала попутного следования, увеличение проектных скоростей и строительство вторых и третьих путей перегонов, обходов лимитирующих участков и узлов, реконструкции горловин станций.

Необходимо обновить нормативную базу

В условиях преобразований на Восточном полигоне нельзя забывать и о нормативном обеспечении перевозочного и смежных процессов. Одним из ключевых направлений в работе совета стала актуализация существующей и разработка новой документации, регламентирующей деятельность полигона, в том числе технологии управления тяговыми ресурсами, единого технологического процесса работы, временного регламента взаимодействия Центра управления перевозками на Восточном полигоне с филиалами ОАО «РЖД» при планировании, предоставлении и использовании «окон».



Иван Мамонтов