18 сентября 2019 12:58
фото: Личный архив Владимира Каутца

Архитектор своей судьбы

Рассказ о знатоке искусства выстраивать работу с расчётом на устойчивость достигнутых результатов

Сегодня исполняется 70 лет Владимиру Георгиевичу Шехтелю.
Прежде чем напомнить, как водится, вкратце биографию юбиляра, отмечу одну деталь в его портрете. По характеру он – очень и очень темпераментный человек. Это видно даже по манере общения: говорит он очень быстро. А почерк – как у самого гениального человека. То, что  написал, Владимир Георгиевич порой и сам не в силах прочитать.

Ну, а родился он в селе Троицком Алтайского края. После окончания школы поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Время учёбы совмещал с занятиями различными видами спорта. Особенно хорошо у него получалось на лыжне: побеждал и занимал призовые места в  вузовских соревнованиях.

В августе 1971 года по направлению прибыл трудиться на Восточно-Сибирскую железную дорогу.

Начинал свой трудовой путь Владимир Георгиевич на станции Китой-Комбинатская старшим приёмосдатчиком груза. Затем работал коммерческим ревизором Иркутского отделения дороги. Далее – заместителем начальника станции Китой-Комбинатская по грузовой работе. А когда освоил этот участок работы, его перевели на аналогичную должность на станции Иркутск-Сортировочный.

В 1983-м на Тайшетском отделении дороги НОДом был назначен Анатолий Степанович Левченко. Он меня в то время спросил: знаю ли я Шехтеля? Услышав от меня отрицательный ответ, он начал расхваливать Владимира Георгиевича:

– Работает в Иркутском отделении, отличный специалист, замечательный товарищ, мы с ним вместе учились в новосибирском институте.

И ещё много лестных слов он посвятил Владимиру Георгиевичу. Заметил я, что импонировало руководителю отделения и то, что оба они были с Алтая.

Начальником грузового отдела Иркутского отделения Шехтель был назначен 12 апреля 1982 года, то есть в День космонавтики. И Владимиру Георгиевичу пришлось решать глобальные, космического масштаба, задачи. Иркутское отделение выполняло самые большие объёмы грузовой работы на всей Восточно-Сибирской железной дороге. При этом параметры отправления грузов постоянно росли – вплоть до 1989 года. А кроме того отвечал он за работу по использованию вагонного парка, простои, несохранные перевозки и многое другое.

Возглавлял в эти годы Иркутское отделение дороги Геннадий Павлович Комаров. Он первым разглядел молодого надёжного и талантливого руководителя. Поддерживал его во всех начинаниях. Хорошо зная Владимира Георгиевича, он в 1991 году предложил ему возглавить службу грузовой и коммерческой работы Восточно-Сибирской железной дороги.

С 1991 по 1996 год Шехтель возглавлял грузовую службу дороги. А потом настал период создания Центра фирменного транспортного обслуживания, который сразу возглавил Владимир Георгиевич.

До этого клиентура железной дороги должна была утрясать вопросы перевозки грузов в различных дорожных службах. В службе движения необходимо было перевозки включить в план на какой-то период. В грузовой службе согласовывались условия перевозок и коммерческие вопросы, в вагонной – тип вагонного парка и подготовка его под погрузку. Вот такая маета предшествовала походу клиента в товарную контору станции.

Новая структура должна была соответствовать принципу одного окна. В это время у нас появился лозунг дня: «Клиент – король!»

Клиент должен был в нашем дорожном центре фирменного транспортного обслуживания получить ответы на все свои запросы и пожелания по перевозкам грузов железной дорогой, заключив соответствующие договорные обязательства.

Поэтому для объединения усилий всех служб Владимир Георгиевич с 1996 года был в ранге заместителя начальника дороги – начальника дорожного центра фирменного транспортного обслуживания.

Вообще, в это время Геннадий Павлович инициировал преобразования во всех хозяйствах дороги. Создавался центр управления перевозками, финансово-экономический центр, центр управления материально-техническими ресурсами, принималось очень много технических и организационно-управленческих решений.

Благополучие всех проводимых преобразований зависело от того, насколько слаженными будут  действия всего коллектива дороги. Но главное, что должен был обеспечить Владимир Георгиевич с коллективом работников ДЦФТО, это удовлетворение потребностей всех грузоотправителей в перевозках грузов и выполнение дорогой планов отправления грузов, то есть погрузки. И при этом добиться стабильности в получении выручки от перевозок грузов и предоставления дополнительных услуг всем грузоотправителям и грузополучателям. И ещё – никакой дебиторской задолженности и штрафов за нарушение сроков доставки грузов!

Шехтель вместе со своим коллективом всегда успешно решал все эти вопросы. Надёжность была стопроцентная. Он мог урегулировать любые спорные вопросы с каждым клиентом. Он болел за интересы дороги так же, как и за интересы клиентов. Поэтому пользовался всеобщим уважением – как у работников дороги, руководителей отрасли, так и у всей нашей клиентуры.

Однажды – дело было в 2004 году на отчёте у президента ОАО «РЖД»  – Геннадий Матвеевич Фадеев спросил Владимира Георгиевича:

– А великий архитектор Шехтель, который создал много гениальных архитектурных творений, в том числе Ярославский вокзал в Москве, не ваш родственник?

– Да, это родственник нашей семьи, – коротко ответил Владимир Георгиевич.

Высокую оценку работы нашей дороги и лично Шехтелю дал бывший первый руководитель ЦФТО, в дальнейшем вице-президент ОАО «РЖД» Борис Моисеевич Лапидус. А как он ещё мог оценить, если Восточно-Сибирская дорога обогнала всю сеть практически на 20 лет, сумев на основе информационных технологий напрямую из управления дороги управлять опорными станциями и всей поездной и эксплуатационной работой? Опыт ВСЖД  лёг в основу дальнейших реформ на железнодорожном транспорте.

 За свой труд Владимир Георгиевич награждён знаком «Почётному железнодорожнику»,  медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, есть и ряд других наград.

От всей души поздравляем юбиляра! Желаем ему крепкого здоровья, счастья, успехов и всего самого наилучшего!


Владимир Каутц, заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам в 1998–2010 годах