22 февраля 2019 21:11
фото: Виталий Калашников

Почётное место для нодовского трона

Крепкое и удобное кресло около полувека честно служило руководителям Улан-Удэн-ского отделения дороги, а теперь оно заняло почётное место в музее региона.
Исторический предмет мебелипоявилось в студии Улан-Удэнского отделения дороги ещё в годы руководства Александра Александровича Кванталиани. Грузинский сын бурятского народа, как порой называли легендарного НОДа, возглавлял отделение в период с 1962 по 1976 год.

Узнать, в какой именно момент был приобретён интересующий нас предмет мебели, сейчас вряд ли возможно. Стул, вероятнее всего, был изготовлен по спецзаказу, поэтому никаких пометок, и уж тем более фабричных бирок, на нём не сохранилось.

Кресло, несмотря на солидный возраст, и до наших дней сохранилось в хорошем состоянии. Хотя «щадящими» условия его эксплуатации назвать было нельзя. Ни одной науке не под силу подсчитать, сколько раз эмоционально покачивались на нём руководители отделения дороги в ходе напряжённых селекторных совещаний, сколько раз постукивали кулаком по широким подлокотникам. Не раз приходилось заседать в студийном помещении начальникам Восточно-Сибирской железной дороги и руководителям ещё более высокого ранга во время их рабочих визитов в Улан-Удэ. А креслу всё нипочём – оно и сейчас не скрипит и не шатается. Только кожаная обивка немного поблёкла, да лак на рукоятях чуть поистёрся.

За те полвека, что кресло находилось в студии, вокруг него менялось многое. Один за другим, честно отработав свой период, сменялись НОДы:  А.А. Кванталиани, А.И. Долгий, В.Н. Вовк, С.М. Скрыпин,  А.И. Касьянов, А.С. Коренев, В.С. Немчевский, Р.В. Хабибуллин, Н.Г. Скосырский, А.А. Сокольников.

Менялись интерьер и оборудование в зале для селекторов, но старенькое кресло каждый из назначенных руководителей неизменно оставлял на месте. Главным образом, из уважения к предшественникам и к самому предмету мебели, ставшему немым свидетелем по-настоящему эпохальных событий в развитии Улан-Удэнского отделения дороги: от появления первых тепловозов и электрификации бурятского участка Транссиба до укладки первых километров «бархатного» пути.

Интересен и тот факт, что практически для всех начальников, которые в разные годы заседали в просторной улан-удэнской студии, историческое кресло стало настоящим трамплином для перехода на более высокопоставленную должность. Как пример можно привести выдающийся трудовой путь Александра Ивановича Касьянова, который кресло НОДа сменил на кабинет начальника ВСЖД, а через несколько лет возглавил Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

Тем не менее у каждого предмета есть свой срок службы. Особенно если речь идёт о стареньком деревянном кресле, пусть и сделанном, что называется, на совесть. К тому же мебель полувековой давности явно не вписывается в современную концепцию единого корпоративного стиля ОАО «РЖД». Однако почётное место в музее нодовский трон уж точно заслужил.

– О таких предметах, как это кресло, говорят, что в них есть дух эпохи. Оно действительно приковывает к себе взгляд каждого, кто заходит в помещение музея, – говорит смотритель Комнаты боевой и трудовой славы Улан-Удэнского региона ВСЖД Елена Калаганская.

Сегодня каждый посетитель музея может не только полюбоваться креслом, но и присесть в него, примерив на себя роль начальника отделения дороги. Ну а кое-кто, проникшись атмосферой, даже мысленно начинает проводить традиционный для начала рабочей недели доклад.



Виталий Калашников