24 апреля 2019 19:24
фото: Архив дорпрофжела на ВСЖД

Яркий представитель эры НОДов

Владимир Николаевич сохранял спокойствие во времена, когда развитие дороги не поспевало за ростом перевозок

Свой девяностый день рождения отпразднует 27 января почётный железнодорожник, почётный гражданин Республики Бурятия бывший начальник Улан-Удэнского отделения дороги Владимир Вовк.
В архивах Улан-Удэнского филиала дорпрофжела хранится уникальная рукопись Владимира Николаевича. Десять листов черновика, написанного твёрдым и размашистым почерком, озаглавлены как «Рельсы судьбы» и посвящены главным образом воспоминаниям многоуважаемого ветерана о его деповском периоде работы. Есть у мемуаров и свой эпиграф – строчки из поэмы Евгения Евтушенко «Братская ГЭС».

«Ах, уральской марки сталь, рельсы-серебриночки! Магистраль ты, магистраль, транссибирочка!» – так звучат они в оригинале. У Вовка же первое «Ах» то ли случайно, то ли нарочито вдруг изменилось на «Эх». Малозаметная деталь – этот невольный «вздох» – кажется очень символичной. Уж для кого-кого, а для Владимира Николаевича путь на магистрали оказался длинным и по-настоящему тернистым.

Начался он в 1952 году, когда молодой выпускник Хабаровского железнодорожного института по распределению оказался в паровозном депо станции Улан-Удэ. Сейчас в это трудно поверить, но свой первый серьёзный рабочий экзамен, испытание по ПТЭ на помощника машиниста, Вовк не сдал. Сказалась нехватка производственной практики. Но, как известно, при должном отношении к делу этот недостаток легко компенсировать.

Очень быстро записи в трудовой книжке молодого деповчанина начали сменять одна другую. За первые 10 лет в паровозном депо Улан-Удэ Владимир Вовк успел потрудиться кочегаром, помощником машиниста, бригадиром, мастером, старшим мастером, а также заместителем начальника депо по эксплуатации. Логичным итогом карьерного роста стало назначение начальником локомотивного депо Улан-Удэ Восточно-Сибирской железной дороги.

Руководить коллективом старейшего железнодорожного предприятия Владимиру Николаевичу пришлось в очень напряжённый период. Первые тепловозы серии ТЭ3 прибыли в Улан-Удэ как раз за год до его назначения. С этого времени на отделении эксплуатировались два вида тяги, но всё очевидней была необходимость решительных шагов.

«Многим деповчанам, кроме изучения технических вопросов и повышения общего уровня знаний, нужно было перешагнуть психологический порог перехода к принципиально новому. Преодолеть тяжесть расставания с паровозом, который с достоинством послужил человечеству, но морально уже отжил свой век. Расстаться с ним можно было только как с живым существом, как с ветераном, идущим на отдых», – отмечает в своих воспоминаниях Владимир Николаевич.

Подтверждением успешной деятельности Вовка в должности начальника локомотивного депо Улан-Удэ может служить тот факт, что в 1966 году, то есть уже через пять лет после «тепловозной революции», на базе депо состоялась сетевая школа по распространению опыта организации работы тепловозов и экономии топлива. К участию в ней были приглашены представители дорог Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии.

Но не только оперативными и будничными заботами важно жить руководителю предприятия. Приходится уметь действовать стратегически, не забывая при этом богатый опыт прошлого. Так, именно Вовк в 1966-м инициировал создание первого в отделении музея железнодорожной истории, положив начало собранию экспонатов в локомотивном депо Улан-Удэ.

Организаторский талант Владимира Вовка пригодился и в партийной работе, когда пресловутые рельсы судьбы резко переместили деповчанина к должностям секретаря Улан-Удэнского горкома, первого секретаря Железнодорожного райкома, а затем и заведующего отделом транспорта и связи Бурятского обкома КПСС.

В 1979 году Владимир Николаевич был назначен начальником Улан-Удэнского отделения Восточно-Сибирской дороги. Если довелось вам смотреть советский художественный фильм «Магистраль», то несложно будет представить обстановку на сети железных дорог в те годы. Объёмы грузоперевозок росли такими темпами, что пропускная способность дорог попросту не поспевала за ними.

В таких условиях многое зависело от распорядительности руководителей, умения принимать нестандартные решения и способности брать на себя ответственность. Вымышленный начальник дороги Уржумов из «Магистрали», сыгранный актёром Кириллом Лавровым, в этом плане, как кажется, буквально списан с образа реального НОДа Владимира Вовка. Спокойный, компетентный и дальновидный – о методах его работы многие из ветеранов дороги с теплотой вспоминают до сих пор.

– Будучи начальником техотдела локомотивного депо и начальником отдела кадров, я часто присутствовал на оперативках, которые проводил Владимир Николаевич. Чтобы разобраться в ситуации или донести свою точку зрения, НОДу не приходилось даже повышать голос. Сомнений в его профессиональной компетенции и в административных навыках не возникало, – вспоминает деповчанин Валентин Барышников.

Его коллега по цеху, бывший мастер инструментального цеха Виктор Бодров, особо отмечает и роль Владимира Вовка в развитии социальной сферы и спорта на отделении в те годы:

– Взять, к примеру, знаменитый хор локомотивного депо. В своё время именно Владимир Вовк стал инициатором его создания, а затем активно поддерживал его существование. Чего уж говорить о спорте – именно тот период можно назвать золотым для бурятских спортсменов-железнодорожников. Личная заслуга руководителя отделения дороги в этом тоже есть.

Никто из старших железнодорожников не забывает, что именно в нодовскую бытность Вовка строились многочисленные объекты культурно-социального назначения: школы, больницы, профилактории. Десятки тысяч квадратных метров жилья стали надёжным кровом для работников отделения дороги. Построены были детский сад с плавательным бассейном, общежитие, несколько магазинов, столовая.

– Роль Владимира Николаевича Вовка в развитии Улан-Удэнского региона ВСЖД сложно переоценить. Главным образом благодаря тому наследию жилищного фонда и социально-культурных объектов, что досталось нам с тех времён. Но и после выхода на пенсию он продолжает участвовать в жизни региона. Как любит говорить нынешний юбиляр, бывших НОДов не бывает, – отмечает руководитель Улан-Удэнского филиала дорпрофжела на ВСЖД Валерий Давыдов.

К слову, о роли начальников отделений дороги в одной из своих рукописей высказывается и сам Владимир Николаевич. Закончившаяся эра НОДов, по словам Вовка, отмечена большим количеством испытаний. Здесь и война, и её тяжёлое наследие, трудные времена развития магистрали и непростые годы рубежа веков. Теперь же перед отделением дороги стоят уже другие задачи, а условия для их выполнения сильно отличаются от обстановки былых лет.

– Очень многое, – отмечает ветеран, – предстоит сделать новому поколению железнодорожников. В том числе в вопросах модернизации Транссиба. Но все трудности, внешнеполитические или внутренние, однажды закончатся. А исходить новое поколение будет именно от того, что приняли от НОДов ХХ века. Это длинная история, но вы меня поймёте! 

Виталий Калашников