22 марта 2019 15:31
фото: Архив «Восточно-Сибирского пути»

Перо на службе магистрали

85-летняя история газеты «Восточно-Сибирский путь» – это зеркало добросовестного труда, которым славится дорога

Профессиональный праздник журналистов 13 января – это особенный день, в который подводятся итоги сделанной работы и намечаются новые цели. Так было и в советский период, когда День печати отмечался 5 мая.
Главными героями газетных публикаций «Восточно-Сибирского пути» во все времена были железнодорожники, самоотверженно, а иногда даже героически трудившиеся на ВСЖД.

Судьбы этих тружеников, их производственные победы – своеобразный жизненный пульс, за которым интересно следить и сегодня. Именно эта пульсация отточила перо газеты, превратив его из пропагандистского и неповоротливого механизма в творческий, живой организм.

Первые выпуски

Возьмём один из первых уцелевших выпусков газеты – № 75 (385), посвящённый Дню большевистской печати. Датирован он 5 мая 1936 года и выпущен под редакцией Николая Чехлыстова.

Первая полоса газеты с портретами Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Слева материал к профессиональному празднику, больше половины которого занимает пропагандистская установка о важности большевистской печати в общем деле партии. А далее – несколько абзацев посвящено непосредственно газете: «Отмечая День большевистской печати, мы самокритично заявляем, что у нас есть ещё много слабых звеньев в нашей работе, на что мы мобилизуем сейчас всё внимание и будем их устранять».

Далее в тексте раскрывается, в чём заключается основная недоработка редакции. Отмечается недопустимость печатать письма, заметки и статьи рабочих «на окраинах газеты», и даётся обещание решительно улучшить работу с письмами трудящихся.

Третья полоса номера полностью посвящена рабкорам железнодорожного транспорта на Восточно-Сибирской дороге. Редакторы стенгазет «Регулятор» паровозного депо Иркутск-II тов. Макаров, бюллетеня «Лёгкой кавалерии» комитета ВЛКСМ при Управлении Восточно-Сибирской железной дороги тов. Седин, редколлегии стенгазет «Сигнал» и «Стрелка» станции Зима делятся своим опытом организации печатных органов на производстве. Корреспондент Г. Иодко пишет о редакторе стенгазеты Улан-Удэнского вагонного участка Якове Русакове, в которой герой признаётся, что «газета самое острое оружие, она воспитывает нас, переделывает. Вот мастер Романенко грубый был, работал вразвалочку. Несколько раз писали о нём в стенгазете. Подействовало всё-таки, сейчас Романенко исправился, неплохо работает».

Сороковые-фронтовые

В год десятилетия «Восточно-Сибирского пути» отмечать первый юбилей было некогда: шла война. Газеты того времени регулярно публиковали сводки Советского Информбюро, приказы Верховного Главнокомандующего, не забывая при этом сообщать на своих страницах о рационализаторах, стахановцах, победителях соревнования по итогам каждой декады месяца.

Особое место уделялось письмам и заметкам читателей, в которых они делились своим опытом, выражали слова благодарности или, наоборот, делали замечания на самые разные темы – начиная от производственного процесса и заканчивая чистотой в столовых и магазинах на станциях.

В День большевистской печати (№ 53 от 5 мая 1944 года) были подведены важные итоги работы журналистов и рабкоров: «На предприятиях Восточно-Сибирской железной дороги выходят десятки стенных газет, которые являются подлинными организаторами масс».

Отмечена работа газет станции Нижнеудинск («Движенец»), Тулунского склада топлива, станций Иркутск-I и Черемхово, паровозного депо Тайшет и других.

В конце заметки поставлена цель: «Обязанность работников транспортной печати – готовить людей всеми доступными средствами к преодолению трудностей, вести решительную борьбу с зазнайством, самоуспокоенностью, самодовольством. Газеты не могут мириться с серьёзными недостатками, которые имеются ещё в работе наших предприятий».

После восстановления

Немногие знают, что в 60-е годы редакции дорожных газет прекращали свою работу по указанию Никиты Хрущёва, в одночасье закрывшего все непартийные издания. В 1976-м газета снова увидела свет, но после длительного перерыва её уже было не узнать. Прямолинейная политическая пропаганда сменилась завуалированной, поданной через обыденные производственные темы. Идеологический «накат» стал прослеживаться только в общей позитивной тональности публикаций и редких выступлениях на важные для страны темы, такие как 100-летие со дня рождения Владимира Ленина или полёт первого человека в космос.

Главенствующие позиции всё больше стали отдаваться производственной тематике, отраслевому соревнованию, выполнению плана и так далее.

Газете удалось сохранить своё право на критические замечания. Так, в публикации «Глубина мысли и слова» резко критикуется медленный темп роста производительности труда: «Как бороться с апатией, этим негативным явлением застойного периода? Только гласностью. Дорожной газете надо задевать людей за живое, уметь говорить с ними по душам, говорить о том, что раньше считалось неудобным, запретным».

И во всём этом процессе важная роль отводится не только штатным авторам,  но и нештатным корреспондентам.

«Творчески перестраивая свою работу в духе времени, коллектив редакции всё-таки не стал ещё последовательным пропагандистом того нового, что уже накопилось в деятельности трудовых коллективов дороги... Ошибки же газеты говорят о том, как мучительно идёт  перестройка в самой редакции, как трудно расстаться со стереотипами в газетном деле, и в то же время желание их анализировать и поправлять говорит о необратимости перестройки», – отмечается в выступлении редакции того времени.

Праздник для читателя

Газета нового времени очень сильно отличается от того доперестроечного издания. Она практически избавилась от рефлексии, в ней стало больше монолога для читателя, а не диалога с ним. И отношение ко Дню печати, теперь уже российской, поменялось. Если раньше с этим праздником поздравлялись сотрудники газеты и нештатные корреспонденты, то теперь – читатели издания (№1 от 11 января 2009 года).

В этом же номере чётко обозначена позиция редакции: «...дорожная газета – серьёзное ведомственное издание, и несёт она своим читателям серьёзную, можно сказать, эксклюзивную информацию, которую «не выловишь» ни в сети Интернет, ни в «жёлтой» прессе. «Восточно-Сибирский путь» рассказывает о том, как работают и отдыхают на нашей магистрали, чем живут её большие и малые станции, её талантливые во всех 
отношениях люди».

«К своему солидному юбилею дорожная газета подходит окрепшей и закалённой, с большим багажом опыта, знаний и проникновенных воспоминаний. И, как говорят наши преданные читатели, очень хочется, чтобы ветры перемен и структурных реформ не прервали эту 75-летнюю историческую нить «печатных слов», чтобы газета и впредь несла уже новым поколениям железнодорожников Восточной Сибири «разумное, доброе, вечное». Хочется верить, что так и будет», – завершает автор открывающее выступление первого номера 2009 года.


Александр Богачёв