24 марта 2019 19:29
фото: Личный архив Николая Иванова

Взрастило родное депо

Машинист тепловоза 2-го класса оборотного локомотивного депо Усть-Илимск Николай Иванов, несмотря на молодость, не обделён официальными наградами и поощрениями. И все за добросовестный труд, активное участие в жизни предприятия. А с недавнего времени он стал и обладателем золотых часов, которые ему вручил начальник депо почётный железнодорожник Владимир Багаев.
– Я сам был ошарашен, когда на планёрном совещании Владимир Александрович снял со своей руки часы и вручил мне. Пробовал отказаться от такого дорогого во всех смыслах подарка, но начальник депо и слушать не хотел, – признаётся Николай Иванов. 

Эмоции, реакцию машиниста на такой знак внимания понять, наверное, можно: дистанция между работником и руководителем была, есть и будет. Но Владимир Багаев, один из старейших начальников депо Восточно-Сибирской дирекции тяги, полагает, что коллектив – это одна большая семья, а потому условности не всегда уместны. 

– Нужно уметь ценить человека, чтобы не загасить в нём огонёк энтузиазма, стремление делать любую работу на совесть. Заслужил – получи. И тогда человек отплатит тебе во сто крат, – делится своим педагогическим опытом Владимир Багаев. Поэтому свой поступок считает просто выражением благодарности. По его словам, многих нынешних машинистов и помощников он знает, что называется, с пелёнок, они росли на его глазах. В их числе и Николай Иванов. На глазах Багаева за 12 лет работы Николай превратился в толкового, инициативного работника, профессионала своего дела. Свидетельство тому и знак «Лучший машинист 3-й степени» – награда не из последних в дирекции тяги.  

Сам Иванов также считает, что ему сильно повезло, поскольку  в начале железнодорожной биографии встретился именно такой руководитель. Да и путёвку в профессиональную жизнь давал именно Владимир Александрович, поскольку не без его поддержки удалось сначала выучиться на помощника машиниста, а затем на машиниста тепловоза. 

После окончания средней школы в посёлке Железнодорожный, где и располагается станция Усть-Илимск, Николай, по его словам, несколько лет искал себя. Окончил профессиональное училище, где приобрел специальность электромеханика и электрослесаря. Отслужил в ракетных войсках, вернулся и пошёл трудиться в местный леспромхоз. Но особого удовольствия от рабочих будней не испытывал. Мать Ольга Васильевна, участвовавшая в строительстве молодого сибирского города и объектов железнодорожной инфраструктуры в составе СМП-219, не раз советовала обратить внимание на железную дорогу. Самому Николаю эта идея казалась не очень реальной: попасть в железнодорожники стремились многие, да только не всем это удавалось. 

– И тем не менее 23 января 2007 года я перешагнул порог локомотивного депо уже с корочками помощника машиниста тепловоза после соответствующего обучения, – вспоминает Николай. – Таким образом, скоро 12 лет исполнится. 

 С самого начала получилось так, что его определили в маневровое движение. Станция Усть-Илимск, имеющая под боком один из крупнейших в стране лесопромышленных комплексов, не самая маленькая на ВСЖД.  Подача, выводка вагонов, формирование, расформирование поездов – в общем, целую смену приходится крутиться, обеспечивая нормальный рабочий ритм станции. 

– Вроде бы монотонная, однообразная работа,  но эта атмосфера так затягивает, что чувствуешь себя очень нужной, необходимой частью большого слаженного механизма, – рассказывает Николай о своих давно уже привычных буднях. 

Несколько лет назад ответственности ещё прибавилось, когда он стал работать «в одно лицо», без помощника машиниста. Здесь, по словам Николая, надеяться не на кого. Бывает так, что помощник в чём-то полагается на машиниста, а машинист, в свою очередь, – на помощника. 

– А когда один работаешь, то и отвечаешь за всё сам. Это дисциплинирует, – рассуждает Николай. 

 При всём этом Николаю Иванову удаётся выкраивать время и для общества, для души, как он говорит. Нужно – он играет в хоккей, волейбол, принимает участие в других спортивных турнирах, чтобы отстоять честь родного депо. Может и гирю повздымать на удивление окружающих, раз даже первое место занял в соревнованиях – все подумали, что он гиревик врождённый. Что-то нужно оформить, украсить в депо – он и здесь в числе первых. Нужно было переоборудовать старый пассажирский вагон для того, чтобы создать там деповской музей, – машинист и тут не отлынивал. 

– Для нашего Николая слова про родное депо – это не просто слова, – дополняет портрет своего машиниста Владимир Багаев. 

Да и сам Николай признаётся, что депо стало вторым родным домом, по которому он скучает в дни отпусков или других отлучек. В прошлом году даже земельный участок взял поблизости, чтобы построить дом, заняться огородом. Трёхкомнатная квартира в Усть-Илимске уже перестала устраивать его семью. В этом его поддерживает супруга Екатерина, оператор ПТО вагонов, работающая также на станции Усть-Илимск.


Сергей Викторов