18 марта 2019 19:36
фото: Архив «Иркутскжелдорпроекта»

Время проектировать будущее

Иркутские проектировщики продолжают работы по развитию Восточного полигона, параллельно выстраивая «азиатский вектор»

Директор проектно-изыскательского института «Иркутскжелдорпроект» – филиала АО «Росжелдорпроект» (входит в группу компаний 1520) Анатолий Дьяченко подвёл итоги деятельности своего коллектива в уходящем году и поделился планами на 2019-й.
– Анатолий Алексеевич, год назад во время интервью для нашей газеты, подводя итоги 2017-го, вы отметили, что для вашего коллектива он был довольно удачным. Обобщая результаты работы института «Иркутскжелдорпроект» в 2018 –м, можно ли спрогнозировать итоги? 

– Уходящий год для нашего института был необычным. В каком плане? Во-первых, в сентябре институт «Иркутскжелдорпроект» отметил своё 80-летие. И во-вторых, анализируя результаты 

11 месяцев, уже можно говорить, что этот год был гораздо продуктивнее, чем предыдущий. В 2018 году у нас увеличился объём работ практически в полтора раза по сравнению с прошлым. Следовательно, возросла численность коллектива. Дополнительно под растущий объём работ были созданы новые рабочие места. 

Основная наша задача – выполнять работу, направленную на модернизацию и развитие Восточно-Сибирской дороги, но география деятельности института расширилась за границы ВСЖД: мы продолжаем работы на острове Сахалин по реконструкции объектов искусственных сооружений, проектированию локомотивного хозяйства, развитию и реконструкции участка Биробиджан – Ленинск Дальневосточной магистрали. Все объекты, которые мы ведём, значимые, однако реконструкцию участка Биробиджан-Ленинск хочу выделить отдельно. Ленинск – пограничная с Китайской Народной Республикой станция, с вводом строящегося здесь железнодорожного моста резко увеличится грузопоток как в сторону Китая, так и в Россию. В плане проектирования этот участок был для нас непростым: некоторым вопросам приходилось учиться, как говорится, на марше. Но считаю, всё выполнено достойно. Оценку нашей работе определяет Главгосэкспертиза.

 – Какие узкие места вы видите на Восточно-Сибирской железной дороге и могут ли они стать приоритетными? 

– Начальник Восточно-Сибирской дороги Василий Фёдорович Фролов дал поручение проработать одно из проблемных мест магистрали. Участок Большой Луг – Слюдянка-2 является барьерным по пропускной способности. Это один из проблемных участков – с уклонами в 18 промилле, двухпутный, с обязательным подталкиванием поездов. Он сложный для вождения, в эксплуатации и на сегодня практически исчерпал свои пропускные способности. 

Мы предложили два варианта обхода этого барьерного участка. В первом случае предлагаем вести строительство ветки от станции Мегет до станции Слюдянка-2 по пойме реки Иркут с выходом в Тункинскую долину. Это позволит значительно – на 5,1 километра – сократить трассу по сравнению с существующей и почти в 2 раза уменьшить время доставки груза от станции Мегет до Слюдянки-2.  Продольный профиль предлагаемой трассы позволит полностью отказаться от подталкивания тяжеловесных поездов, следующих в чётном направлении. Это обеспечит меньшие эксплуатационные затраты линии по сравнению с путями существующего горно-перевального участка. 

И другой важный момент: появится возможность разгрузить станцию Иркутск-Сортировочный, так как транзитные поезда пойдут по обводному пути, минуя её. Второй вариант может рассматриваться как первая очередь реализации основного варианта: примыкание выполняется не в Мегете, а в районе села Максимовщина на участке «малого БАМа». Таким образом, он начинается со станции Иркутск-Сортировочный, идёт по 4-му пути до реки Иркут и в дальнейшем повторяет первый вариант. 

Работа для института интересная. В первой половине декабря на ВСЖД состоялся технический совет, на котором были рассмотрены оба предлагаемых нами варианта. Было задано много вопросов относительно проектирования, возможного строительства. Считаю, мы на правильном пути. Судьбоносное решение будет принято на техническом совете компании ОАО «РЖД».

Вот то новое, что у нас появилось в 2018-м на ВСЖД. Все остальные работы – плановые. Мы приступили к работам в рамках второго этапа развития Восточного полигона, в том числе БАМа. Отрадно, что государство вкладывает средства в развитие инфраструктуры ОАО «РЖД». И нам вдвойне приятно, что нашему институту поручено выполнение работ по данному направлению. Сегодня мы работаем по 18 объектам, к которым приступили в этом году. В 2019 и последующих годах количество объектов будет увеличиваться. Как видите, задачи перед нами стоят амбициозные. 

– Один из самых крупных проектов, вероятно, связан с развитием станции Тайшет? 

– Важны все станции, когда речь идёт об увеличении пропускной способности магистрали. Например, барьерным местом сегодня является станция Камышет. Неоднозначно решается вопрос, как улучшить её работу, поскольку средств, включённых в программу инвестиций, недостаточно для  полноценной реконструкции станции, которая позволила бы полностью исключить имеющееся барьерное место. В настоящее время институтом готовятся материалы основных проектных решений для подтверждения необходимости выделения дополнительного лимита финансирования.

 – К проектным решениям по развитию вокзала Иркутск-Пассажирский, над которыми не один год работали ваши специалисты, приковано внимание общественности. Наконец-то на вокзале начались работы. Всё идёт по плану? 

– Сказать, что всё идёт так, как хотелось, я не могу. До конца не решён вопрос по разделению пассажиропотока. Мы проводим реконструкцию в три этапа. Работы, которые запланированы по первому этапу, ведутся. Ко второму, надеюсь, приступим в 2019 году. 

Но хочу отметить, что полным ходом претворяется в жизнь наш проект по реконструкции вокзала Улан-Удэ. Работы ведутся с опережением графика. Мы принимаем непосредственное участие, ведём авторский надзор. «С колёс» решаем ситуации, которые возникают у строителей во время реконструкции. Продолжается разработка проектно-сметной документации по реконструкции вокзала Ангарск. На совместных совещаниях, которые железнодорожники проводят с представителями администрации города, Ангарской нефтехимической компании, обсуждаются важные вопросы. Вокзал здесь непростой. Он завязан не только с технологией обслуживания пассажиров, но и в определённой степени с транспортной схемой доставки рабочих на завод АНХК. 

– В прошлом году в вашем коллективе рассматривался вопрос участия в проектах реконструкции Белорусского и Ленинградского вокзалов Москвы. Реализация «западного вектора» началась? 

– Дело в том, что меняется идеология проекта «Аэроэкспресс». Практически полгода мы принимали самое активное участие в судьбе Белорусского вокзала, были сделаны очень хорошие наработки. Но сейчас рассматривается вопрос о переносе аэроэкспресса с Белорусского вокзала, поэтому работы нами временно приостановлены. Думаю, что во втором полугодии 2019 года мы вернёмся к этой теме. Но у нас намечается новый крупный проект. 

В 2018 году по поручению ОАО «РЖД» совместно с Институтом экономики и развития транспорта проведена предварительная проработка вариантов прохождения транзитов из Китая в Россию через Киргизию и Казахстан. Рельеф местности там сложный, при этом при первом рассмотрении предыдущих проработок институт сумел найти решения по оптимизации протяжённости трассы. Пакет предложений подготовлен и передан на рассмотрение заказчику. Надеюсь, что уже в 2019 году будет принято решение о начале работ по данному проекту. Но замечу: не в ущерб тем объёмам работ, которые мы делаем на Восточном полигоне. Проекты по модернизации и развитию Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Забайкальской железных дорог для нас – приоритетные.

– Анатолий Алексеевич, каждый раз вы завершаете предновогоднее интервью поздравлением. 

– Как бы планомерно не работал наш институт, это не только наша заслуга. Мы слаженно работаем с руководством Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Забайкальской железных дорог. Отдельно хочу сказать спасибо начальнику ВСЖД Василию Фёдоровичу Фролову. Он задаёт нам вектор деятельности, находит время, вникает в проектные решения, которые мы предлагаем. Наше плотное сотрудничество с руководителями региональных дирекций, служб ВСЖД способствует тому, что мы уже не идём в ногу со временем, а стараемся работать, чтобы быть на шаг впереди. 

Работой своего коллектива я в целом доволен. Сказать, что мы всего достигли, будет неправильно. Конечно, ещё есть в нашем институте и узкие места.  Есть над чем работать. Вектор направления нашей деятельности – это повышение качества выдаваемой проектно-сметной документации. И в будущем году мы снова будем доказывать, что готовы достигать высоких целей, решать непростые задачи. 

Подводя итоги 2018 года, хочу поблагодарить свой коллектив за успешную реализацию поставленных задач, надёжность и самоотдачу. Поздравляю коллектив института и Восточно-Сибирскую железную дорогу с Новым, 2019 годом и Рождеством Христовым!



Лера Неманова