24 марта 2019 18:26
фото: Виталий Калашников

Чтобы чаще народ замечал

В работе по оформлению железнодорожных объектов художнику был интересен не только творческий процесс, но и общение с заказчиками

Монументальные панно, украшающие здания общежития и центра культуры железнодорожников, хорошо знакомы как работникам магистрали, так и обычным жителям Улан-Удэ. Однако немногим известно имя художника и история появления этих мозаик.
Автор композиций – заслуженный художник Бурятской АССР и Российской Федерации Лев Александрович Лабок. Уроженец Улан-Удэ известен как мастер станковой живописи и талантливый художник-монументалист. Мозаики, выполненные его руками, можно увидеть на нескольких зданиях столицы региона, определяющих её эстетический облик. К примеру, на фасаде национальной библиотеки республики Бурятия и на здании гостиницы «Баргузин».

В начале 80-х годов возникла идея украсить мозаичным панно стену железнодорожного общежития. Как вспоминает художник, принадлежала она бывшему руководителю НГЧ Улан-Удэ Абраму Абрамову. Из-за особенностей планировки на «глухом» фасаде пятиэтажки периодически возникало сырое пятно, которое хозяйственникам то и дело приходилось маскировать новыми слоями краски.

– Железнодорожники обратились в Союз художников Бурятии с заказом на производство мозаичного панно, которое бы украсило стену общежития и решило проблему с непривлекательным пятном, – вспоминает Лев Лабок. – Организация делегировала на этот подряд меня – как художника-монументалиста. Примерные эскизы будущего панно и расчёты стоимости работ были готовы уже через несколько недель.

По словам художника, мозаичная затея оказалась совсем не дешёвой. Материал для панно, иначе называемый смальтой, пришлось приобретать в Москве. Там же было необходимо произвести его дробление, а затем доставлять цветное стекло в  Улан-Удэ через всю страну. Однако железнодорожникам эскиз монументальной работы очень понравился, поэтому все затраты были признаны оправданными.

В своём эскизе Лев Лабок использовал образ рабочего человека, идущего на фоне мирного, ясного неба и красного флага страны советов. Левая рука героя поднята высоко вверх. Учитывая, что стена общежития хорошо просматривается с привокзального виадука, кажется, что рабочий воодушевлённо приветствует всех гостей и жителей столицы Бурятии. На панно также видны очертания локомотивов и проходчиков бамовских тоннелей.

По просьбе руководителя НГЧ художник также создал витражи на первом этаже общежития, которые до сегодняшнего дня, к сожалению, не сохранились.  Приобрели железнодорожники и два знаковых для автора полотна – картину «Женщина с коляской», на которой изображены жена и дочь Льва Лабока, и работу «Мои товарищи», когда-то ставшей для художника дипломной работой при окончании Иркутского художественного училища.

Буквально через год после выполнения этого заказа из НГЧ пришло предложение украсить Дом культуры железнодорожников. Причём работы необходимо было выполнить не только на фасаде, но и внутри культурного учреждения. 

Учитывая объёмы и сжатые сроки, Лев Лабок предложил творческий союз коллеге по художественному цеху Бальжиниме Доржиеву. Стена ДК была хорошо видна с трибун соседнего стадиона «Локомотив». Поэтому авторы постарались отразить в монументальном творении не только рабочие и культурные, но спортивные и национальные мотивы.

Несмотря на солидный возраст, а мозаикам уже более 35 лет, художественные фасады железнодорожных зданий хорошо сохранились. По словам художника, секрет надёжности заключается в правильной технологии. Каждая из картин выкладывалась в общей сложности около полутора лет. В процессе нанесения использовался специальный цемент, способный выдержать вес тяжёлой композиции, а основой для неё стала предварительно вмонтированная в стену сетка-рабица.

– От работы на железнодорожных объектах у меня остались только приятные воспоминания, – делится Лев Лабок. – Удовольствие я получал не только от процесса возведения мозаик, но и от общения с заказчиком. Уверен, что эти  монументальные картины будут радовать работников дороги и остальных горожан ещё много десятилетий.


Виталий Калашников