10 апреля 2020 08:23

10 апреля 2020 08:23

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Александр Иванов

Курсом сокращения расходов

В наибольшей цене в локомотивном хозяйстве разработки, нацеленные на уменьшение непроизводительных потерь

Реализация проектов бережливого производства, разработанных в 2018 году, обернётся для Восточно-Сибирской дирекции тяги совокупным экономическим эффектом более чем в 25 млн руб.
Иван Стасевич, главный инженер Восточно-Сибирской дирекции тяги


Иван Стасевич, главный инженер Восточно-Сибирской дирекции тяги

– Иван Александрович, Восточно-Сибирская дирекция тяги задействована в программе бережливого производства с 2012-го. Не стал исключением и год нынешний. Сколько проектов улучшений технологических процессов  разработано в  структурных подразделениях в этом году?

– В этом году нами разработано пять мультифункциональных и шесть функциональных проектов, десять проектов из категории тиражируемых. Отмечен значительный рост экономического эффекта по отношению к уровню прошлого года.

– Каковы ожидания от реализации этих разработок?

– Наши проекты ориентированы на повышение производительности труда локомотивных бригад и локомотивов, уменьшение непроизводительных потерь, улучшение технико-технологических показателей, изменение технологии обслуживания локомотивов, обеспечение экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов. В совокупности это позволяет вносить свой вклад в обеспечение безопасности движения поездов, а также в повышение эффективности перевозочного процесса на Восточно-Сибирской железной дороге.

– На какую сумму экономии средств рассчитывают от реализации проектов в структурных подразделениях дирекции?
Иван Стасевич, главный инженер Восточно-Сибирской дирекции тяги

– Мы претендуем на совокупный экономический эффект, превышающий 25 млн руб. Самый  весомый проект – эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный. Его реализация обещает экономию 7,7 млн руб. Разработка изменяет порядок размена пассажирских электровозов на станции Зима, эксплуатируемых на участке Мариинск – Чернышевск. Применение данной технологии позволяет уменьшить время работы локомотивной бригады по прибытию на эту станцию на 15 минут, а по отправлению – на 28. В результате мы получим экономию электроэнергии, уменьшение времени работы локомотивных бригад с момента явки в рейс.

В основе проекта – идея рабочей группы по внедрению технологий бережливого производства в составе начальника депо Александра Чемоданова (сейчас он возглавляет дирекцию тяги), начальника техотдела Ильи Елизова и инженера Алёны Хромых.

Многообещающим оказался проект, который записала в свой актив рабочая группа эксплуатационного локомотивного депо Северобайкальск. Проведя анализ потерь, возникающих в процессе проверки приборов локомотивов, участники группы обратили внимание на большие расходы дизельного топлива маневрового тепловоза, который в рамках этого процесса задействовался для перегонки тягового подвижного состава, прошедшего плановые виды ремонта на позицию испытательного шлейфа.

В депо реализован комплекс мероприятий, исключающих необходимость перегонки отремонтированного локомотива через маневровые пути станции Северобайкальск. В результате появилась отличная перспектива сократить расходы дизельного топлива, потребляемого тепловозом.

Отдача от проекта «Изменение технологии вождения грузовых поездов на перегоне Якурим – Лена»  локомотивного депо Лена обусловлена тем, что его основная идея заключается в сокращении времени следования поездов за счёт изменения места опробования тормозов в пути следования. Разработка предполагает экономический эффект на сумму более 630 тыс. руб.

Аналогичный процесс улучшения реализуется в эксплуатационном локомотивном депо Нижнеудинск. С целью сокращения эксплуатационных расходов перенесено место опробования тормозов для следующих по участку Худоеланская – Шеберта поездов чётного направления. Депо получило от этого проекта экономический эффект более 
840 тыс. руб.

Схожую технологию разработали для устранения потерь при производстве пробы автотормозов транзитных грузовых поездов, следующих на восток, в локомотивном депо Улан-Удэ. Прежде эта операция выполнялась на участке Петровский Завод (чётный парк) – Петровский Завод (нечётный парк), где из-за ломаного профиля пути возникали потери времени от снижения скорости поездов с последующим её восстановлением после автоторможения.

Теперь операция выполняется на перегоне Петровский Завод (нечётный парк) – Баляга. Смещение участка на 7 км по перегону позволит сэкономить три минуты времени хода поезда, а значит, и столько же рабочего времени локомотивной бригады.

Хочется отметить работу эксплуатационного локомотивного депо Тайшет. На этом предприятии нашли возможность уменьшить почти на 1,25 млн руб. эксплуатационные расходы, которые возникают при перегонке машин, прошедших ТО-2, с путей отстоя на позиции чётного приёмоотправочного парка, откуда поезда отправляются в рейс. Проект изменяет действовавший ранее регламент выполнения этой операции. В результате уменьшена продолжительность рабочей смены локомотивной бригады на 30 мин.

В направлении снижения эксплуатационных расходов при маневровой работе поработали также в   локомотивных депо Новая Чара и Улан-Удэ. Более 1 млн руб. рассчитывает сэкономить ТЧЭ-14. 

1,4 млн руб. составит годовой экономический эффект ТЧЭ-7.

Свою приличную лепту внесло в снижение эксплуатационных расходов локомотивное депо Зима, где с целью ускорения выдачи тепловозов после ремонта сделали ставку на дополнительную реостатную установку большей мощности, предназначенную для испытания дизеля тепловоза, и планируют экономический эффект от этого более 610 тыс. руб.

– Насколько востребованы в дирекции уже показавшие свой потенциал проекты?

– В этом году предприятиями эксплуатационного локомотивного комплекса на дороге взято на вооружение 10 проектов из категории тиражируемых. Характерный пример – проект «Смена явки локомотивных бригад на станции Гыршелун», внедрённый депо Улан-Удэ. Проект исключает непроизводительное время следования локомотивных бригад в основное депо после прохождения медкомиссии и предрейсового  инструктажа. Реализация проекта направлена на получение экономического эффекта в 2,4 млн руб.

– Какой можно сделать общий вывод о том, насколько справились со своими обязательствами в подразделениях дирекции?

– В основном – справились. Большинство проектов согласовано своевременно. Однако мы не смогли дотянуть до установленного плана по экономическому эффекту: 25,1 млн руб. вместо 32,436 млн руб. Но надо отметить, что по этому показателю мы превысили прошлогодний уровень.

– Какие основные недостатки вы бы отметили при разработке проектов?

– В некоторых локомотивных депо было отставание по срокам. Не все специалисты депо обучены инструментам бережливого производства, и это затрудняло работу при разработке проектов. Однако всем  оказывалась консультативная помощь. Проводились аудиоконференции, выездные семинары, велась работа по обучению сотрудников. Инструментам БП в локомотивных депо обучено 30 специалистов. В совокупности это позволило достичь максимальный экономический эффект.

– На каких рабочих моментах концентрировался проектный офис бережливого производства дирекции? Какие были приняты решения и какая помощь оказана подразделениям при разработке проектов?

– Основной задачей для подразделений в 2018 году стало достижение максимального экономического эффекта. Пристальное внимание при этом уделено оказанию разработчикам проектов консультативной помощи, в том числе по оформлению документов на премирование, разработку проектов. Для работников локомотивных депо Вихоревка, Северобайкальск, Лена проведены выездные семинары.

– Как известно, в этом году не будет проводиться конкурс «Лучшее подразделение в программе проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД». Но если бы он состоялся, нашлись бы, на ваш взгляд, такие проекты, которые смогли бы претендовать на первые места?

– Такие проекты есть. Восточно-Сибирская дирекция тяги неоднократно доказывала своими призовыми местами в этом конкурсе, что у эксплуатационных локомотивных депо огромный потенциал и большое желание участвовать в этом состязании.



Беседовал Александр Иванов