16 июля 2019 20:04
фото: Алексей Белик

Пассажирам важны удобство и безопасность

Формирование программ реконструкции и ремонта пригородной пассажирской инфраструктуры обсудили на заседании технико-технологического совета под председательством начальника Восточно-Сибирской железной дороги Василия Фролова.
Исторически сложилось, что состоянию пригородного инфраструктурного комплекса больше уделялось внимания на пассажирских дорогах, таких как Московская, Октябрьская, Северо-Кавказская, а на транзитных магистралях планы развития пригородного сообщения строились по остаточному принципу. Между тем, пассажирские обустройства, исходя из своего состояния, местоположения в полосе отвода, очень сильно влияют на пропускные и проводные способности ВСЖД.

Открывая заседание, Василий Фролов привёл пример строительства в этом году временной платформы в Заудинском, которая позволила в ремонтно-путевой сезон развязать движение по горловинам станции. Если бы этого не было сделано, пропускные способности участка от Улан-Удэ до Петровского Завода значительно сократились бы. Также важно обеспечить удобство и безопасность пассажиров.

Генеральный директор АО «Байкальская пригородная пассажирская компания» Тимур Кулиев рассказал, что постоянно проводятся социологические исследования в соответствии с единой методикой оценки уровня удовлетворённости пассажиров качествами услуг железнодорожного транспорта. Среди параметров – чистота на платформе, безопасность, защищённость от плохих погодных условий, доступность мест для ожидания (возможность присесть). Результаты опросов в целом положительные. Например, 83% пассажиров электричек удовлетворены чистотой на платформах.

Сходные результаты получены и в ходе исследования на РЖД Всероссийского центра изучения общественного мнения: 79% респондентов удовлетворены чистотой на платформах.

Обеспечение безопасности положительно оценили 68% пассажиров БППК, по опросам ВЦИОМа – 73%. Доступность мест для ожидания одобрили 64% опрашиваемых пригородной компанией, 56% удовлетворены защищённостью от плохих погодных условий. Данные ВЦИОМа несколько ниже – 37% и 40% соответственно.

Свои маркетинговые исследования проводит и Федеральная пассажирская компания. Начальник Восточно-Сибирского филиала АО «ФПК» Дмитрий Жарий отметил, что большинство пассажиров полностью удовлетворены качеством предоставления услуг во время передвижения на поездах, но на вокзалах у них возникают некоторые вопросы. В большей степени клиенты недовольны нехваткой на некоторых станциях розеток для подзарядки телефонов и отсутствием бесплатного Wi-Fi. 

Необходимо также решить проблемы отсутствия водоснабжения и канализации на шести вокзалах (Видим, Рудногорск, Анзёби, Кежемская, Куйтун, Селенга) и отладить температурный режим в зимнее время в вокзальных помещениях в Игирме, Алзамае и Новочунке.

Между ФПК и БППК заключено соглашение, по которому в пригородных кассах можно купить билеты на поезда дальнего следования и наоборот. Также рассматривается предложение по совместной перевозке пассажиров из Усть-Илимска в направлении Красноярска, Новосибирска и далее. Если пригородный поезд до Коршунихи будет ходить на локомотивной тяге, то к нему можно присоединять пассажирские вагоны, а уже на станции передавать их в состав поезда № 75 Нерюнгри – Москва. Для удобства пассажиров рассматривается возможность продлить маршрут поезда Новосибирск – Северобайкальск до станции Новая Чара.

На заседании техсовета было предложено вернуть билетную кассу на станции Выдрино. Из-за снижения пассажиропотока кассир был сокращён ещё несколько лет назад, но теперь в посёлке открываются турбазы. Василий Фролов призвал руководство БППК внимательнее отслеживать ситуацию в направлениях, где активно развивается туризм, и своевременно реагировать на запросы пассажиров. В качестве примера был приведён проект ФПК «Вагон знаний»: в сентябре – октябре этого года более 400 ребят из Улан-Удэ совершили учебно-туристические поездки в Танхой.

Большое внимание участники совета уделили обновлению платформенного хозяйства. Байкальской ППК внесены предложения для включения в программу реконструкции и ремонта пригородной пассажирской структуры ВСЖД. В частности, необходимо провести удлинение посадочных платформ для соответствия составности курсирующих пригородных поездов и обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров. На ряде станций участка Иркутск-Сортировочный – Слюдянка (Тёмная Падь, Орлёнок, Летняя, Садовая, Турбаза, Черемушки, Голубые Ели, Переезд и других) есть потребность в приёме до 10 вагонов, на участке Иркутск-Сортировочный – Зима – до восьми (на остановочных пунктах Райпотребсоюз, 5100-й км), от Тулуна до Лены – до четырёх (в Новочунке, Будагове, Зябе, Видиме), на участке Лена – Новый Уоян – до двух вагонов (на остановочном пункте Дабан).

– Мы удлиняем платформы, следовательно, минимизируем время на производство посадки и высадки пассажиров. Экономия 1-2 минуты, а на пропускной способности Транссиба это уже сказывается ощутимо, – подчеркнул начальник Восточно-Сибирской магистрали Василий Фролов.

40% обращений граждан исходит из населённых пунктов, расположенных по обе стороны путей. Людям иногда приходится идти к электричке в неустановленных местах. И. о. начальника Восточно-Сибирской дирекции управления движением Геннадий Виноградов внёс ряд предложений по устройству дополнительных переходов. Также он рассказал об опыте Красноярской дороги, где в системе «ГИД-Урал» ВНИИЖТа визуализированы все посадочные платформы и поездному диспетчеру в нестандартной ситуации нет необходимости вспоминать, на какой путь лучше направить поезд. 

В ближайшее время это внедрят и на ВСЖД.

Всего по инвестиционной программе реконструкции и ремонта пригородной инфраструктуры на 2019–2021 годы на реализацию 94 проектов предусмотрено 1,5 млрд руб., рассказал начальник Восточно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств Андрей Шестаков. 60% от этой суммы будет направлено на обновление платформенного хозяйства. Более 400 млн руб. предусмотрено на реконструкцию вокзального комплекса. Также деньги пойдут на обеспечение транспортной безопасности, повышение транспортной доступности, внедрение ресурсосберегающих технологий, обновление фондов и так далее.

В период с 2019 по 2021 год запланировано строительство 86 платформ и разработка проектно-изыскательских работ (ПИР) на строительство и реконструкцию ещё 109. В проект среднесрочной инвестиционной программы включено удлинение 31 посадочной платформы на участке Черемхово – Слюдянка. На участках Тайшетского и Северобайкальского регионов планируется реконструировать 27 деревянных платформ.

Также программой предусмотрено строительство двух вокзалов – на станциях Мегет и остановочном пункте Байкальск-Пассажирский, а также разработка ПИР на строительство вокзалов на станциях Кая и Новобратск.

Девять объектов будут приведены к требованиям доступности для маломобильных граждан, в том числе на станциях Гончарово, Гидростроитель, Игирма, Половина. Предусмотрена установка модульных туалетов и модернизация действующих санитарно-гигиенических помещений.

Продолжится обновление визуальной информации: стендов, вывесок, расписаний, схем движения поездов.

Справка

В период с 2012 по 2018 год на капитальный ремонт 92 объектов пригородной пассажирской инфраструктуры было выделено 195,8 млн руб.

Согласно программе капитального ремонта на 2019–2021 годы запланировано проведение следующих работ:

в 2019 году – 21 объект (19 платформ и 2 вокзала);

в 2020 году – 22 объекта (20 платформ и 2 вокзала);

в 2021 году – 25 объектов (20 платформ и 5 вокзалов).
Иван Мамонтов