20 сентября 2020 21:13

20 сентября 2020 21:13

фото: Иван Мамонтов

Десятиклассник создал прибор, заменяющий вагон-лабораторию

Модуль определения дефектов контактной сети (МОД-1), который придумал лицеист Данил Фесак, способен принести железной дороге экономию в сотни миллионов рублей.
Компактный прибор, размером с пару спичечных коробков, можно крепить на любом электровозе и получать информацию о неполадках.

Впервые своё изобретение ученик 10-го класса Данил Фесак публично продемонстрировал во время недавнего визита в иркутский лицей № 36 заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова. А до этого о новом приборе знали считанные единицы людей. 

– В девятом классе папа рассказал мне, что есть такая проблема – когда из-за дефектов на контактной сети на локомотивах разбиваются дорогостоящие токоприёмники, а потом специалисты неделями по всему перегону на морозе или жаре ищут место повреждения, – рассказывает юный изобретатель. – Тогда я решил, что с помощью своих знаний по программированию и пайке смогу сделать устройство, которое сможет определять эти дефекты в реальном времени и обозначать их на карте.

По словам Данилы, к нему пришла идея применить датчик ускорения, рисующий график по трём осям: x, y и z. Когда на контактной сети всё нормально, значения колеблются от 30 до 40, но если токоприёмник о что-то ударяется, значения стремятся вверх к 90–100. По этим пикам и можно выявлять уже образовавшиеся или даже начинающиеся дефекты.

Чтобы получить свою задумку уже в реализованном виде, старше-класснику пришлось в течение года освоить программирование на языке С++, научиться чертить в системе AutoCAD, создавать 3D-объекты, вырезать на лазерном станке, изучить схемотехнику, улучшать навыки паяния и многое другое. Очень помогли учителя-технологи лицея Рауф Альмухаметов и Тимур Велиев, а также преподаватель информатики Татьяна Суржик. А студенты Иркутского университета путей сообщения поддержали в изучении языка программирования.

В итоге прибор МОД-1 был создан. Его испытали в вагоне-лаборатории, устройство закрепили на панто-графе и проехали с ним от Иркутска до Слюдянки. Данил сидел внутри и считывал информацию на компьютере. Когда испытатели проезжали воздушную стрелку, то увидели на графике всплески. Так был обнаружен зарождающийся дефект.

– Специалисты спрашивали о приборе, смотрели за графиком и сказали, что это реально круто, а главное, очень нужно, – доволен изобретатель. – За 2017 год только на ВСЖД потратили 

16 млн на замену пантографов и угольные вставки, которые выбивало. А сколько получится в целом по сети? Но на сети, чтобы обнаружить дефект, приходится гонять лабораторию по всему перегону, что тоже дорого. Мой же прибор указывает точку, где обнаружено повреждение, с точностью до десяти метров.

Стоимость МОД-1 примерно 5 тыс. руб., и его можно закрепить на любом локомотиве. Но лицеист хочет  усовершенствовать изобретение. Для этого он задумал стартап, на который ему необходимо 50-100 тыс. руб.

Сейчас данные с модуля обнаружения дефектов поступают на считывающее устройство электровоза, но обработать их можно уже после возвращения домой. Данил же намерен привести проект  к тому, чтобы вся информация с помощью GSM и GPS уходила на «облачные» сервисы, а бригады ремонтников могли видеть точки ударов, когда электровоз ещё в пути. И моментально выезжать на устранение неполадок сети.



Иван Мамонтов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30