20 июля 2019 21:09
фото: Иван Мамонтов

В гармонии с природой

Юные экологи оценили красоту и величие Кругобайкальской железной дороги

Учащиеся общеобразовательных школ Иркутского района побывали на станции Байкал, где посетили музей КБЖД и познакомились с уникальной архитектурой «золотой пряжки» Транссиба. Эта поездка стала для ребят наградой за победу в природоохранном конкурсе.
Тёплая погода, установившаяся в октябре, продлила туристический сезон на Священном озере. Паром из Листвянки в порт Байкал в минувшие выходные был полон отдыхающих, устремившихся провести последние погожие деньки на КБЖД.

Победители экологического конкурса, который совместно организовали нацпарк и Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура, сегодня тоже в роли туристов. Ребята живут в Иркутском районе, поэтому на самом глубоком озере планеты они бывали не раз, а вот Кругобайкалку видели немногие. Даже среди школьников близлежащей Листвянки нашёлся только один человек, путешествовавший по КБЖД.

В железнодорожном музее, расположившемся на первом этаже вокзала, юных экологов встретила его хранительница Людмила Хачатурян. Сложно удержать внимание нетерпеливых подростков, стремящихся побыстрее убежать вдоль путей к железнодорожному тоннелю, но музейному гиду легко удалось увлечь детей своим повествованием. Во-первых, сказался опыт. А во-вторых, трудно остаться равнодушным, когда рассказывают о героической истории строительства КБЖД.

– Наш музей ежегодно посещают более 10 тыс. туристов. Для такого маленького посёлка, как Порт Байкал, это очень много. Наверно, среди железнодорожных музеев страны мы в числе лидеров по посещаемости. И этот сезон получился очень плодотворным. Количество поездов было увеличено, практически без выходных ходили и ретро-паровоз, и семивагонная электричка. Особенно много стало китайских граждан, их уже больше, чем наших туристов и туристов из европейских стран, – рассказала корреспонденту «ВСП» Людмила Хачатурян.

Экспозиция музея поражает своим масштабом и разнообразием. Внимание ребят привлекли панорамы Кругобайкалки, а также макеты ледоколов и паромов, перевозивших в былые времена по воде железнодорожные составы от станции Байкал до станции Мысовая.

Поразили детей XXI века демидовские рельсы, билетный компостер довоенных времён, предназначение которого им с трудом удалось понять, и даже станционный дисковый телефон, ещё пару десятков лет назад никого бы не удививший.

После экскурсии по музею следует знакомство непосредственно с Кругобайкальской железной дорогой и архитектурой её уникальных мостов и тоннелей.

– Впечатляют тоннели: как это всё построено – без цивилизации, без дорог, одними ломами и кирками? Уже больше 100 лет держатся строения, и даже землетрясения им нипочём, – поделилась ученица 9-го класса листвянской общеобразовательной школы Светлана Привалова.

Уникальность КБЖД и в том, что она гармонично соседствует с великим озером и Прибайкальским национальным парком. Специалист ФБГУ «Заповедное Прибайкалье» Святослав Пантюхов рассказал о плодотворном сотрудничестве с железнодорожниками. Например, силами РЖД из труднодоступных мест вывозится мусор, а сотрудники нацпарка консультируют работников магистрали во время проведения ремонтных работ – чтобы те ненароком не навредили природе. Вдоль КБЖД можно встретить косулю или изюбра, бегают в этих местах барсуки, лисы, кабаны. Может заглянуть и медведь.

– Здесь склоны всегда, весь световой день обращены к солнцу, и это способствует тому, что вдоль холодного озера обитают степные и пустынные растения, – отметил биолог Святослав Пантюхов. – Весной, когда всё покрывается лилиями, КБЖД становится одной сплошной оранжереей.

Прощаясь с КБЖД, уставшие школьники жалели только о том, что им не удалось проехать по ней на паровозе. Но это легко исправить уже в следующем туристическом сезоне.



Иван Мамонтов