21 сентября 2019 11:55

150 лет Службе военных сообщений

18 июня 1868 года в российской армии был учреждён Комитет по передвижению войск железными дорогами и водой. В наше время эта структура получила название Службы военных сообщений.
– История образования и развития службы военных сообщений неразрывно связана с историей Российского государства, армии и транспорта. Многие годы мы отмечали дату образования нашей структуры 5 марта, в этот день в 1918 году было создано Центральное управление военных сообщений при Высшем военсовете республики. Но история службы началась намного раньше и уходит своими корнями ещё в петровскую эпоху. А с появлением в России железных дорог было предложено учредить при Военном министерстве управление по перевозкам войск, – рассказал начальник военных сообщений Восточно-Сибирского управления военных сообщений полковник Александр Сидоров.

В результате 18 июня 1868 года приказом Военного министерства № 183 по главному штабу была основана самостоятельная структура – Комитет по передвижению войск железными дорогами и водой. Для непосредственного и постоянного наблюдения за перевозками в армии назначены заведующие передвижением войск, а несколько позже, с 1912 года, коменданты железнодорожных участков.

Во всех войнах и военных конфликтах, требующих массовых передислокаций войск, служба военных сообщений являлась связующим звеном между военным ведомством и органами транспорта. Объём воинских перевозок по железным дорогам рос год от года. Первым настоящим испытанием стала Русско-японская война, когда для перевозки войск, оружия и провианта по Транссибу приходилось даже прокладывать рельсы по льду Байкала. Затем были Первая мировая и гражданская. Так, за годы гражданской войны и иностранной военной интервенции объём воинских перевозок по железным дорогам составил 33454 оперативных и 6679 снабженческих поездов, в которых было перевезено около 24,5 млн человек и два с половиной миллиона лошадей. Среднее время нахождения в пути воинских поездов составляло шесть суток, а их среднесуточная скорость 250–300 км.

Но самым серьёзным испытанием, безусловно, стала Великая Отечественная. Нападение фашистской Германии и вынужденный отход наших войск в начальный период войны поставили железнодорожный транспорт в исключительно трудное положение. Из-за отступления армии протяжённость железных дорог всё время сокращалась и к концу 1941 года снизилась на 42% от довоенного уровня. В короткие сроки необходимо было перебазировать в тыл целые отрасли промышленности, сотни фабрик и заводов, а также значительное количество транспортных средств, материалов и сырья.

Доставка материальных средств войскам по железной дороге осуществлялась в условиях интенсивных бомбёжек. Общий объём воинских железнодорожных перевозок за годы Великой Отечественной составил 442200 поездов (19 714 500 вагонов). Военно-санитарными поездами перевезено более пяти миллионов раненых и больных. Средняя скорость продвижения эшелонов в сутки в мае – июне 1945 года составила 600 км, а снабженческого транспорта – до 450 км. В целом же за время войны роль каждого вида транспорта в перевозках материальных средств по объёму грузооборота составила: железнодорожного – 79,7%, водного – 17,7%, автомобильного – 2,5%, воздушного – около 0,1%.

И в наше время от работы органов военных сообщений (ВОСО) зависит успех многих мероприятий, проводимых в Вооружённых силах. При решении задач специалисты службы широко используют колоссальный и бесценный опыт своих предшественников, ветеранов, сохраняют и приумножают заложенные ими традиции.

Служба военных сообщений встречает свой юбилей в непростых условиях. В ходе военной реформы проведено её значительное сокращение. Впервые с момента своего создания изменился основной принцип построения на транспортной сети России управлений и комендатур – от линейного к базовым учреждениям. Значительно возросла интенсивность работы, увеличились объёмы перевозок по боевой подготовке, сохраняется практика осуществления ежегодных масштабных перебросок войск в рамках проведения стратегических учений.

Личным составом службы военных сообщений постоянно ведётся поиск и разработка новых, более эффективных форм и методов организации воинских перевозок, принимаются меры, способствующие поддержанию возможностей транспорта по обеспечению потребностей Вооружённых сил в перевозках.

– Людей, служивших в разные годы в Службе военных сообщений, объединяют высокий профессионализм, традиции, глубокое чувство ответственности за свою работу и беззаветное служение Родине, – отметил Александр Сидоров. – Сердечно поздравляю коллектив управления и комендатур военных сообщений, а также ветеранов с юбилеем! Желаю успехов в нелёгкой службе, благополучия и удачи во всех делах, здоровья, добра и счастья!

Успешная деятельность в решении важнейших вопросов, стоящих на стыке интересов военного ведомства и транспортного комплекса страны, позволяют личному составу Службы военных сообщений и ветеранам с гордостью говорить о принадлежности к этой воинской специальности.


Иван Мамонтов