23 сентября 2019 12:57
фото: Семейный архив Малыгиных

Гроссмейстер настройки кадров

Главное в широком смысловом пласте аббревиатуры «НЗК» – полная самоотдача и бережное отношение к людям

23 июня – юбилей у Алексея Егоровича Малыгина. 70 лет назад в этот день он родился в городе Омске.
Именно в этом городе впервые пересеклись наши пути: в 1967-м 

я приехал туда, чтобы поступить в железнодорожный институт на механический факультет. Алексей Егорович к тому времени уже окончил первый курс мехфака.

После окончания института, в 1971 году, он по направлению прибыл на Восточно-Сибирскую железную дорогу. Трудовой путь начал бригадиром электрического цеха вагонного депо Иркутск-пассажирский. Далее – мастер по аккумуляторному хозяйству, старший мастер электроцеха, заместитель начальника вагонного депо по эксплуатации, начальник депо.

Предприятие под руководством Алексея Егоровича стало образцовым. И тому есть простое объяснение: хорошие учителя были в это время.

Однажды Павел Павлович Арцышевский устроил воспитательный процесс для молодых руководителей вагонного депо. Прямо на перроне вокзала, под дождём. За плохо подготовленный к поездке пассажирский поезд. Так заместитель начальника дороги по пассажирским перевозкам дал почувствовать промокшим до нитки новым командирам их личную ответственность за порученный участок работы и показал, как нельзя относиться к людям.

В то время в депо готовили что-то новое к каждому новому сезону пассажирских перевозок. Поезд «Байкал» был визитной карточкой Восточно-Сибирской железной дороги и всегда признавался лучшим в сетевом соревновании. Другие фирменные пассажирские составы также получали наивысшую оценку. Как итог – в 1995 году Алексей Егорович был награждён знаком «Почётному железнодорожнику».

В марте 1997-го Малыгин назначается первым заместителем начальника пассажирской службы по экономике. Опыт работы в вагонном депо Иркутск-пассажирский необходимо было распространить на всё пассажирское хозяйство Восточно-Сибирской. В то время во всех службах активно внедрялись новые технологии. Совершенствовалась структура управления, создавались центры управления перевозками, финансово-экономическими и материальными ресурсами. Опыт нашей дороги был одобрен выездной коллегией Министерства путей сообщения и рекомендован для внедрения на всех железных дорогах страны. И за достигнутые успехи в 1998 году Алексея Егоровича наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 
II степени.

В 2000 году его избрали депутатом Иркутской городской думы. В июле 2001-го назначили НЗК – заместителем начальника дороги по кадрам и социальным вопросам. Важнейший участок, от него зависит результат работы всей железной дороги.

Позволю себе чуть подробнее пояснить, что скрывается за аббревиатурой из трёх букв. Моя супруга Тамара Алексеевна почти всю свою трудовую жизнь посвятила кадровой работе. Поэтому вопросы кадровой работы мне знакомы не понаслышке: они часто являлись темой семейных разговоров. Тем более что после перевода нас в Иркутск, в управление дороги, она стала трудиться также в отделе кадров – сначала в должности инженера, а с 1995 по 2006 год – начальником отдела рабочих кадров – заместителем начальника службы управления персоналом.

В книге Владимира Цветова «Пятнадцатый камень сада Рёандзи» автор описывает свои впечатления о Японии. При посещении предприятий он был удивлён, увидев, что в производственных помещениях располагались большие плакаты с призывом: «Кадры решают всё!». И было ещё немало аналогичных примеров: многое японцы взяли себе на вооружение из Советского Союза.

Но на ВСЖД давно знали, что «кадры решают всё». И это очень хорошо понимал Алексей Егорович. Под его непосредственным руководством, кроме службы управления персоналом, были отдел учебных заведений, врачебно-санитарная служба, отдел рабочего снабжения.

У нас на дороге была построена целая система подготовки кадров. Наши будущие кадры начинали готовить уже в наших ведомственных детских садиках. Дети любили надевать форму и, пользуясь флажками и другими атрибутами железнодорожников, играть в работников дороги. Многие из них уже в детском саду мечтали стать железнодорожниками.

Далее – железнодорожные школы и школы-интернаты. Детская железная дорога в Иркутске. Группы и кружки юных железнодорожников на каждой узловой станции. Лицей № 36. Училища по подготовке ведущих профессий работников железных дорог. Центры переподготовки рабочих кадров. Колледжи, техникумы, институты и над ними – Иркутский государственный университет путей сообщения.

Но всё перечисленное ещё надо было создать, построить и организовать. Вот этими вопросами и занимался Алексей Егорович. Как всегда, не хватало финансовых средств. Но поддержка всех начинаний со стороны руководства дороги помогала успешно решать все вопросы.

Кроме хорошей подготовки, железнодорожники должны получать и хорошую зарплату – примерно в два раза выше средней по региону. Образцовое здравоохранение, торговое обслуживание и социальные условия также способствуют высокопроизводительному труду. Коллективный договор постоянно совершенствовался и пополнялся новыми пунктами, улучшавшими социальную обстановку в коллективах.

Алексей Егорович в свободное время заядлый рыболов и охотник. Однажды мы вместе были с отчётом в министерстве в Москве. А когда возвращались в Иркутск, я увидел, как он нёс в самолёт большой металлический предмет.

– Что это?

– Хорошая вещь, поможет мне зимой быстро бурить лунки во льду для ловли рыбы.

В общем, это был бур с моторчиком. А ещё он рассказал, что видел видеокамеру, которую опускают в лунку, а на экране вверху, на льду, видно, как к твоему крючку подплывает рыба и начинает клевать.

С 2008 года Алексей Егорович трудится проректором по развитию и социальным вопросам ИрГУПСа. За это время университет получил дальнейшее развитие. Приобрела образцовый вид роща «Звёздочка». Новый облик получил и спортивно-оздоровительный комплекс «Изумруд» с бассейном. Многое сделано по расширению учебных корпусов и общежитий университета.

Поздравляем Алексея Егоровича с днём рождения! Желаем ему крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов в работе и всего самого наилучшего, чтобы радоваться жизни. В том числе – на рыбалке и на охоте.


Владимир Каутц, заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам с 1998 по 2010 год