21 сентября 2019 16:42
фото: 900igr.net

Место для главной станции

Многолетние дебаты по этому поводу свидетельствуют о том, что значение Транссиба все понимали прекрасно

Столица Восточной Сибири, как и многие другие российские города, добивался, чтобы железная дорога прошла если не по центру, то хотя бы рядом с Иркутском. Но ситуация осложнялась тем, что город располагался на правом берегу Ангары, а железнодорожная линия могла только по левому.
Многие заседания думы в 1888-м были посвящены выбору места для станции. Превалировало мнение о проведении железной дороги по правому берегу. 26 июня 1888 года дума даже возбудила ходатайство на этот счёт перед Министерством путей сообщения.

Комиссия по вопросу о собрании данных для выяснения наиболее целесообразного направления проектируемой Сибирской железной дороги через Иркутск под руководством Владимира Сукачёва собрала экономические данные, доказывающие целесообразность направления железной дороги через Иркутск, исследовала местность от Куйтуна по правому и левому берегу Ангары и пыталась указать то направление по правому берегу Ангары, по которому возможно было проведение линии. Цель её работы состояла в представлении таких данных, в силу которых проведение одной лишь ветви на Иркутск считалось бы невыгодным.

На заседании думы в августе 1888 года предлагалось учесть возможность будущего экономического развития Ленского края. Ставился – не в первый раз – вопрос об ассигнованиях на исследования, обсуждался вариант строительства вокзала в Глазковском предместье, у дачи Бирюля (район остановочного пункта Иркутный Мост) и в устье речки Каи.

На заседании высказывались опасения, что если вокзал будет в селе Жилкино, то «всё из города перейдёт туда».

В 1889 г. Иркутская городская дума наметила местом для строительства вокзала левый берег Ангары напротив Московских триумфальных ворот. Предлагали и другие места, например на Кайской горе, напротив моста через Иркут.

Некоторую определённость принёс 1893 год. Стало, по крайней мере, ясно: железная дорога пройдёт вблизи города. В октябре министр путей сообщения Аполлон Кривошеин подготовил доклад в комитет Сибирской железной дороги, в котором отметил, что важным моментом в деле сооружения Сибирской железной дороги являлось строительство временного рельсового пути от Иркутска до пристани Лиственничной и устройство на Байкале пароходного движения для связи среднесибирского и забайкальского участков.

В 1894-м инженер Григорий Адрианов (какие имена!) начал изыскательские работы от Иркутска до озера Байкал по правому берегу Ангары. В отношении места расположения станции он предлагал довести линию в долину Каи, оттуда направить ветвь к Ангаре и осуществлять сообщение с пристанью Мысовой по воде. Город был согласен. Его станция Иркутск-малый (или Ангара) могла расположиться на берегу реки при выезде из города в Лиственничное. Если бы основная линия заканчивалась у Вознесенского монастыря, то оттуда можно было бы направить ветвь на город Иркутск.

Второе предложение Адрианова состояло в том, чтобы расположить вокзал вблизи деревни Медведево в долине речки Каи, а линию железной дороги подвести к так называемой Ангарской пристани, которую предлагалось построить недалеко от рощи «Звёздочка». При этом он предлагал – ни много ни мало! – зарегулировать Ангару в её порожистой части, чтобы пароходы могли беспрепятственно курсировать от Ангарской пристани до пристани Мысовой на Байкале.

Высочайше утверждённая комиссия под руководством Н.П. Петрова, отправленная в 1895 году министром путей сообщения Михаилом Хилковым в Сибирь, постановила, что окончательное решение о выборе места для станции Иркутск будет зависеть от направления Кругобайкальской железной дороги, а линию можно было довести, например, до «Скита», откуда одинаково удобно было бы вести линию Кругобайкальской дороги по долинам Иркута, Олхи, Каи, а также Лиственничную ветвь по правому берегу Ангары.

Расположение станции Иркутск в долине Каи, по мнению руководившего строительством Забайкальской железной дороги Александра Пушечникова, вполне обеспечивало удобный выход на Кругобайкалку по направлению, исследованному инженером Ф.Ф. Доксом, через перевал со спуском к озеру, в то время как по долине Иркута пришлось бы делать обратный выход со станции.

В апреле 1896-го Пушечников докладывал, что во время изысканий до Байкала рассмотрены два варианта расположения станции Иркутск. А в мае в Иркутск в очередной раз приехал Н.П. Меженинов. Начались совещания по выбору места для вокзала, о начале строительства Иркутск-Байкальской ветки, об организации строительства железной дороги в районе Иркутска. 25 мая Меженинов и Пушечников составили акт о выборе мета станции Иркутск. Они пришли к единому мнению расположить вблизи города две станции. Одну, у Скита, – для потребности технического движения Сибирской железной дороги, другую, в Глазково, – для города и его предприятий. Так образовались современные станции Иркутск-Пассажирский и Иркутск-Сортировочный (сначала они называлась Иркутск и Иннокентьевская, а в проектных документах назывались Иркутск-1 и Иркутск-2).

В конце концов в 1896 году было окончательно выбрано направление и начато строительство Иркутск-Байкальской ветки не на Лиственничное, а по левому берегу Ангары до мыса Баранчик (сейчас станция Порт Байкал). А это означало, что теперь вокзал мог быть только на левом берегу Ангары. Летом того же года началось строительство железной дороги от деревни Боково (сейчас Иркутск-2) до левого берега Иркута, а осенью приступили к работам на ветке до Байкала.

11 мая 1897-го на левом берегу Ангары была произведена разбивка места для будущего железнодорожного вокзала, а ещё через четыре дня начались земляные работы по закладке фундамента.

В том, что вокзал был заложен рядом с городом в предместье Глазково, была немалая заслуга и министра путей сообщения Михаила Хилкова: он дал на то своё согласие. Городские власти не могли не заметить этого и по достоинству оценили заботу об Иркутске министра путей сообщения при выборе направления Кругобайкальской железной дороги. В 1897 году городская дума присвоила М.И. Хилкову звание почётного гражданина Иркутска.


Александр Хобта, кандидат исторических наук