23 сентября 2019 10:41
фото: Сергей Лукьянов

Есть для Усть-Кута место под солнцем

В этом уверены коренные жители города на берегу Лены и приехавшие сюда первопроходцы БАМа, для которых он стал родным

Кто бывал хотя бы проездом в этих дивных местах, видел из окна вагона оригинальное здание железнодорожного вокзала старинной архитектуры, целый лес огромных портальных кранов над великой сибирской рекой и кварталы жилых домов, взбирающиеся вверх по склону горы, тот может с гордостью заявить: «Да, бывал я как-то однажды на станции Лена, видел речной порт Осетрово и длиннейшие улицы Усть-Кута…»
И это все о нём – замечательном сибирском городе с тремя названиями и крупном железнодорожном узле БАМа.

Стальное сердце города

В ходе недавнего весеннего комиссионного осмотра инфраструктуры Северобайкальского региона ВСЖД начальник станции Лена Павел Меркурьев доложил руководству дороги об итогах работы за четыре месяца.

По словам Павла Георгиевича, выполнен норматив простоя вагонов по станции с проставлением пометок о причинах задержек поездов. Ведётся планомерная работа по исключению случаев пересидок локомотивных бригад. Заметно снизилось число стоянок грузовых поездов у маршрутных сигналов. Выполнены показатели эффективности работы узла с повышением балловой оценки. При составлении графика движения на 2018 год обеспечен интервал в 13 минут между отправлением пригородного поезда № 6068 и прибытием пассажирского № 92.
Начальник станции Павел Меркурьев и дежурная Елена Фетисова обсуждают перспективы роста грузоперевозок
Снижено на 10% количество допущенных отказов технических средств 3-й категории по отношению к аналогичному периоду 2017 года. В соответствии с разработанной технологией обеспечен размен локомотивов-толкачей участка Лена – Чудничный. Продолжается работа по увеличению на 25% по отношению к 2017 году отправления поездов своего формирования на нитку графика.

При этом объёмные показатели работы несколько снизились, но произошло это по не зависящим от станции причинам: ряд грузоотправителей по весне скорректировал свои прежние планы.

Железнодорожники Лены и работники Осетровского речного порта работают в плотном взаимодействии на основе добрых партнёрских отношений, сложившихся уже много лет назад. Наглядным и весомым результатом такого взаимодействия стало досрочное стопроцентное выполнение обширной программы северного завоза: перевалку транзитных грузов удалось завершить по большой воде, уже под занавес первой декады июня. Здесь чётко и оперативно отработали оба партнёра железного тандема – и железнодорожники, и портовики.

После разбора в Северобайкальске итогов весеннего комиссионного осмотра мы на ходу, кратко, побеседовали с Павлом Георгиевичем, в частности поинтересовались, за счёт каких скрытых резервов удалось добиться выполнения ряда поставленных задач.

– Наша сила – в людях, в нацеленности коллектива на конечный результат, – улыбается мой собеседник. – Ну а так вот сразу, навскидку, могу назвать лишь некоторых наших передовиков, являющихся для всех остальных примером добросовестного труда и высокой ответственности за порученное дело. Это маневровый диспетчер Любовь Петухова. Смена, которую она возглавляет, работает с высоким качеством и без браков, обеспечивая оперативное использование технических средств, подъездных путей и маневровых локомотивов. Как командир производства она способна решать все вопросы, касающиеся её работы, совершенно самостоятельно. За добросовестный труд награждена руководством дороги почётными грамотами, благодарностями, именными часами начальника дороги.

Или взять дежурных по парку станции Лена Татьяну Алфёрову и  Ольгу Таюрскую: проявляют творческое отношение к труду, не раз принимали участие в конкурсе «Лучший по профессии», где занимали призовые места.

Ну и, конечно, нельзя умолчать о нашей надежде и опоре – опытных, надёжных и ответственных составителях поездов: Александре Броничане, Александре Аверькине, Евгении Большенко и Егоре Лехтине. Прочные знания правил технической эксплуатации и должностных инструкций позволяют им работать без браков и аварий. А это, пожалуй, самое важное, самое главное в работе движенцев северного хода.

Как секвестируют трубы

Во время недавней командировки мне удалось накоротке побеседовать с одним из первопроходцев БАМа заместителем директора муниципальной службы заказчика Владимиром Паламаром.
Владимир Паламар уверен в прекрасном будущем Усть-Кута

По словам Владимира Филипповича, минувшая зима стала первым испытанием для многих сотрудников горадминистрации. Произошла смена власти. Главой города был избран Александр Душин. Это местный житель, родился здесь и вырос, занимался лесным бизнесом, стал генеральным директором ООО «ЛенаЛесСервис». Избирался депутатом районной думы.

Говоря о ходе минувшего отопительного сезона, мой собеседник отмечает, что его начало было омрачено взрывом газа в одном из жилых домов по улице Халтурина. Не обошлось без жертв: один житель дома погиб, двое пострадали. В этой чрезвычайной ситуации все службы отработали оперативно, последствия взрыва были быстро устранены.

Ну а в остальном весь зимний сезон прошёл в стабильном, контролируемом режиме, поставки топлива шли бесперебойно, согласно заявкам – спасибо железной дороге, которая всегда и во всём выручает ленцев, устькутян и осетровцев…

Раньше в городе дымило, коптило небо 36 котельных, на сегодняшний день осталось 12 – такой вот сделан неплохой экологический прорыв.

Есть и программа газификации, она прошла экспертизу, но без поддержки областной власти здесь не обойтись никак. Газоконденсатное месторождение Верхне-Марково, разрабатываемое Иркутской нефтяной компанией, находится в 170 км от Лены. Это ж надо строить трубопровод, в месте приёма возводить газораспределительную станцию – тут нужны солидные инвестиции, проще говоря – уйма денег…

Конечно, сжиженный газ – это хорошо. Но за один день с угля не перейдёшь – это дело требует значительных затрат и может в дальнейшем сказаться на повышении тарифов. Да и населению многоквартирных жилых домов нужна определённая психологическая подготовка.

В яме ямочного ремонта

Извечная беда России – плохие дороги. В Усть-Куте это ощущается довольно-таки остро и повсеместно. Многие водители жалуются: даже при аккуратной езде по ужасным городским рытвинам и колдобинам выносит не только головной мозг, но и нижние полушария спинного…

Общая протяжённость Усть-Кута – от кирпичного завода до базы мостоотряда – составляет более 30 км. А цена километра нормально построенной дороги, можно сказать, рвётся в облака. Городской казне огромные финансовые вливания не под силу, потому ремонт ведут, исходя из своих скромных возможностей. Производится асфальтирование наиболее «убойных» мест, на части дорог делают «ямочный» ремонт.

Построенная ещё в 90-е годы объездная дорога, находящаяся в федеральной собственности, позволила в некоторой мере снизить загруженность основных магистралей. Сейчас решается вопрос о передаче двух городских участков, которые примыкают к объездной, чтобы они также перешли на баланс федерации. А всего на балансе города состоит 210 км дорог.
Студентов венского унивеситета в Осетровском речном порту очень заинтересовала тема северного завоза

Раритеты – под нож бульдозера

Постепенно сносится «шанхай» – в рамках выполнения программы по переселению бамовцев из ветхого и аварийного жилья. С 2012 года построено более 30 новых домов, куда переселились обитавшие ранее во времянке. Всего на сегодняшний день снесён 241 ветхий и аварийный барак. И эта работа планомерно продолжается. Так что близок тот час, когда под нож бульдозера пойдёт последняя, можно сказать раритетная, оставшаяся со времён БАМа «щитовуха-развалюха».

Заметим, что Владимир Паламар в 23 года прибыл на суровую бамовскую землю с Украины в составе комсомольского отряда, основной костяк которого состоял из уроженцев Винницкой и Херсонской областей. Именно здесь, пройдя горнило великой стройки, он и многие его земляки обрели крепкий сибирский характер и веру в то, что ставший для них второй родиной Усть-Кут будет динамично развиваться и процветать…

Здесь не надо «нано»

Разные технические преобразования, нанотехнологии, гаджеты и т. д. меняют менталитет, мировоззрение каждого индивидуума и общества в целом. Но есть одно большое но. Это сфера культурно-досуговых учреждений, где, как бы их теперь ни называли в плане профессии, трудятся творческие люди. Суть их работы ничем не отличается от задач и целей культурного наследия века прошлого. Это и развитие творческого потенциала населения, особенно среди подрастающего поколения, и этическо-эстетическое воспитание, и связь с народными традициями, и привитие патриотизма в широком смысле этого слова. Это единение и общность творческих изысканий людей разных возрастов, разных поколений.

Это я не придумал. Так говорит директор районного культурно-досугового центра «Магистраль» Любовь Ярощук.

– Сложно, – говорит она, – выделить какое-то одно направление из тех, по которым работает центр. Спросите устькутян – и они вам скажут, что многие в городе с умилением слушают песни в исполнении народных хоровых коллективов «Журавушка», «Забавушка» и народно-фольклорной группы «Купава» под руководством Людмилы Валентиновны Куликовой, народного хора «Россияночка», которым занимается Наталья Генриховна Машинистова. Все они – лауреаты и призёры городских, районных, областных, всероссийских конкурсов и программ.

Восхищаются здесь и цирковой студией «Фейерверк» (руководитель Мария Владимировна Васёва), студией бального танца «Элегия», которой руководит Ирина Юрьевна Фром, хореографическим коллективом «Виртуозы» под руководством Надежды Дмитриевны Мельничук. Это истинно звёздный парад юных, по праву заслуженных танцоров.

– Встречи, игровые программы, агитпредставления, театрализованные программы, спектакли, профессиональные и календарные праздники, изобразительно-прикладное творчество, программы по фольклору, – перечисляет Любовь Ярощук, – это лишь небольшая часть того творческого пути, по которому следует «Магистраль» вот уже много лет.

Как о неотъемлемой части всех концертных программ, театрализованных представлений, праздничных мероприятий говорит она о вокальном творчестве. Оно пополняется всё новыми исполнителями песен как народного плана, так и современного репертуара. А песня – это не просто слова и музыка. Это датчик, свидетельствующий о состоянии духа людского в каждой точке на карте страны. 
Любимцы публики – дуэт «Сладкая парочка»

Сергей Ринчинов