06 июня 2020 14:02

06 июня 2020 14:02

фото: Виталий Калашников

Человек учащийся – лицо действующее

Таково условие двойного подхода к теме, когда часть группы идёт от теории к практике, а часть – встречным курсом

Доля практического обучения сегодня играет определяющую роль в процессе подготовки  работников железнодорожных предприятий. Чтобы соответствовать современным требованиям, учебные центры ищут новые подходы к созданию практикоориентированной среды.
Для Восточно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций (ВС УЦПК) организация школ передового опыта является давней традицией. Прошедшее на днях в Улан-Удэ мероприятие стало уже 28-м по счёту.

На каждой из таких встреч преподаватели и мастера производственного обучения обсуждают вопросы, актуальные для всей системы профессионального образования. Нынешний семинар был посвящён переходу на профессиональные стандарты обучения, которые диктуют приоритет реальных производственных навыков перед глубокими теоретическими знаниями.

Своими позитивными наработками в этом направлении поделилось Улан-Удэнское подразделение ВС УЦПК. Главная из них посвящена взаимодействию с соседней дистанцией пути. Её предметом стали тракционные пути локомотивного депо, состоящие на балансе ПЧ-12. Более 13,5 км стальной колеи, 43 стрелочных перевода, а также наличие участков пути внутри цехов дают возможность для отработки практически всех производственных задач, необходимых при подготовке специалистов путевого комплекса.

Тематика занятий на тракционных путях определяется учебным заведением, но весь ход выполняемых работ контролирует ответственный работник дистанции пути. Важнейшим фактором является то, что отработка производственных процессов происходит не в тепличных условиях учебного полигона, а на реально эксплуатируемых участках пути. Поэтому требования к организации, проведению и приёмке работ предъявляются самые серьёзные.

– Такой формат позволяет работнику ещё в процессе подготовки освоить профессиональную и общую компетентность по виду профессиональной деятельности, сформировать понимание о взаимодействии внутри коллектива. Наконец, мы получаем возможность проверить готовность монтёра пути к работе в условиях конкретного производства, – говорит начальник Улан-Удэнского подразделения ВС УЦПК Александр Алексеев.

По словам руководителя, присутствие производственной площадки крайне важно именно на заключительном этапе подготовки работника. При этом сотрудничество учебного центра и Улан-Удэнской дистанции пути взаимовыгодно. Потенциальный работодатель ещё в процессе обучения имеет возможность на практике оценить профессиональную компетентность будущих путейцев, а также выбрать и пригласить лучших из них к себе на предприятие.

В дальнейшем аналогичное взаимодействие планируется наладить и с другими структурными подразделениями, что поможет повысить эффективность подготовки кадров по другим специальностям. Сейчас же первоочередной задачей является разработка нормативной базы, которая будет регламентировать это сотрудничество, а также организация базовых площадок для организации учебного процесса на предприятиях.

Повышать долю практики в Улан-Удэнском подразделении ВС УЦПК решили ещё одним  оригинальным способом: здесь внедрили модель двойного подхода к изучению материала. Суть его в том, что учебная группа делится на две части. Первая осваивает заданную тему от теории к практике, вторая – наоборот, от выполнения работ к теории.

Конкретный пример для участников школы передового опыта продемонстрировали наглядно: учебная группа осваивает процесс выправки пути. Первая её половина слушает лекцию преподавателя теоретической дисциплины, а на мультимедийный экран в этот момент выдаётся изображение с полигона, где вторая часть группы уже на практике осваивает этот процесс под руководством мастера производственного обучения.  На следующем занятии подгруппы меняются местами.

– Такая методика способствует максимальной эффективности усвоения материала. Практика и теория идут в связке, поэтому крайне важно параллельное взаимодействие преподавателя и мастера, которые общаются друг с другом по радиосвязи в процессе урока. А визуализация процесса позволяет обратить внимание на потенциальные ошибки при выполнении работ, – рассказала методист учебного центра Ирина Выдерникова.

В течение двух дней работы школы её участникам продемонстрировали и другие наработки, внедрённые на Улан-

Удэнском подразделении ВС УЦПК. Так, для гостей провели презентацию  эффективности использования QR-кодов в процессе обучения, организовали мастер-класс по  использованию учебно-методического комплекса по пилотным программам обучения профессиям приёмосдатчика грузов и приёмщика поездов.  Завершающим этапом мероприятия стал круглый стол, итоги которого, как и итоги всей школы, подвела заместитель  начальника учебного центра Надежда Цурикова:

– Главное – это не только демонстрация передового опыта Улан-Удэнского подразделения, но и его совершенствование и доработка. Каждый из участников внёс свои ценные предложения. Через эту работу мы ищем пути для развития центра, чтобы соответствовать тем задачам по повышению качества подготовки работников, которые перед нами ставит компания «РЖД» и Восточно-Сибирская железная дорога.

Справка. Учебный центр Улан-Удэнского отделения ВСЖД вошёл в состав ДЦО в 1998 году. С 1 июля 2013 года преобразован в Улан-Удэнское подразделение Восточно-Сибирского УЦПК. Здесь ведётся подготовка по следующим профессиям: бригадир пути, монтёр пути, сигналист, приёмосдатчик груза и багажа, составитель поездов, стропальщик, осмотрщик-ремонтник вагонов, ответственный за безопасную эксплуатацию промобъектов, дежурный по станции, оператор СТЦ, распределитель работ, ремонтник ИССО.
Виталий Калашников
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30