27 мая 2020 02:50

27 мая 2020 02:50

фото: Личный архив А. Китова

Прикипел сердцем десантник к суровым северным местам

В начале июня составитель поездов Северобайкальского центра организации работы железнодорожных станций Сергей Константинов будет отмечать приятную дату: три десятка лет работы и все – в одном подразделении. Как говорится, самое время получать соответствующий знак за 30 лет безупречной работы на железной дороге.
– Удивляются люди, что я столько лет в составителях, ведь и за меньший срок в этой должности износиться можно, да только я ведь старый бамовец, – улыбается Сергей Константинов. – Память о хороших событиях согревает и придаёт сил.

Чего-чего, а добрых событий на его жизнь выпало немало. Не забыть, например, июнь 2017 года, когда в Москве в торжественной обстановке вручили знак «Почётный железнодорожник». Многое вспомнилось ветерану-бамовцу, когда, унимая волнение, спустился со сцены в зал и присел на своё место.

В студёном январе 1979 года, глотая обжигающий воздух, он добрался до  временного посёлка строителей БАМа со звучным названием «Улькан», что означает в переводе с эвенкийского «чистая вода». Позади были десятилетка в городе Фрунзе, двухлетняя служба в ВДВ, а впереди – полная неизвестность. Душу согревал лишь огонёк романтики, а также надежда, что и ему найдётся место среди строителей легендарной Всесоюзной комсомольской стройки.  Улькан к тому времени, как и соседний Магистральный, знала вся страна. Второго ноября 1974 года на 209-м км трассы близ деревни Юхта на вертолёте высадился первый десант комсомольцев во главе с начальником только что созданного строительно-монтажного поезда № 571 Анатолием Фроловым. Ему предстояло возводить новый посёлок, поскольку люди прибывали, а жить было негде. Соседние деревушки Юхта и Тарасова принять такое количество строителей физически не могли.

– Когда я прибыл в Улькан,  здесь уже немало было сделано, но ещё больше предстояло сделать. В этой грандиозной работе участвовал и  «АзБАМСтрой», куда меня приняли рабочим бетонного узла. Поселили, как и многих, в вагончик, щитовых домов не хватало, ставили брусовые, возводили производственные здания станции, вокзал, – вспоминает Сергей Константинов.

Через несколько лет, по его словам, Улькан стал самым красивым и благоустроенным посёлком западного участка БАМа. Здесь рождались народные инициативы «Я – хозяин стройки», «Сохрани берёзку», которые воспитывали у новых жителей таёжного края чувство дома, долга и стремления к высокой цели. Затем эти инициативы подхватывались на остальных участках Байкало-Амурской магистрали.

Между тем Сергей Константинов всё больше и больше прикипал сердцем к посёлку среди тайги, к крутолобым сопкам, которые уже в сентябре покрывались снегом, к раздольной Киренге, к стремительному Улькану с его кристально чистой водой. К тому же здесь он нашёл свою вторую половину, Нину Ефимовну, которая  также прибыла строить магистраль, Улькан стал и местом рождения их первенца.

– В общем, когда настало время отправляться строить станцию Ангоя, куда перебазировались азербайджанцы, то мы решили остаться в Улькане, – объясняет  своё решение Сергей Константинов. 

Магистраль к этому времени уже шагнула вперёд, дальше к Северобайкальску, перед которым пробивался семикилометровый Байкальский тоннель. По однопутке то и дело спешили составы со строительными материалами, гудели натруженно рельсы,  и по всему было видно, что  работы и здесь хватит. С этими думами и переквалифицировался недавний строитель после соответствующих курсов в составителя поездов. Работа, по мнению Сергея Константинова, самая что ни на есть мужская: и в стужу и в зной постоянно на свежем воздухе, всё время в движении. При этом высочайшая ответственность за безопасность движения, строжайшее соблюдение инструкций, правил охраны труда. В общем, что ни смена, то большое напряжение. К тому же сегодня трудишься на станции Киренга, а завтра или послезавтра могут отправить на Нию или Небель – всё зависит от эксплуатационной обстановки.

– И не надоело за три десятка лет? – интересуюсь осторожно.

– Надоесть может и за неделю или месяц, если дело не по нраву. А меня никто не заставлял делать этот выбор, – почти мгновенно отвечает Сергей Константинов.

С давних времён  он привык действовать по известной русской пословице: взялся за гуж, не говори, что не дюж. А потому все делает на совесть, что и руководство не раз отмечало. В 2004 году  составителя с Улькана наградили Почётной грамотой ОАО «РЖД», в 2008 году – именными часами президента компании. Ещё ранее, в 1984-м, –  медалью за строительство БАМа, которую также давали далеко не каждому.

Нынешний начальник станции Киренга Рустам Исмаилов считает Сергея Константинова крайне ответственным работником:

– На него всегда можно положиться. Не подведёт в самой сложной ситуации. Задания выполняет даже сверх положенного, – немногословно, но ёмко характеризует он своего коллегу.

Именно такие в основной своей массе и ехали на БАМ. Даже в смутные времена, когда о младшем брате Транссиба стали понемногу забывать, называть «дорогой в никуда», он верил, что не зря вместе со своими товарищами терпел бытовую неустроенность,  выкладывался полностью на своём производственном участке, обжигал лицо на морозе. Зато сейчас оттаивает сердцем, когда видит вагоны с рельсами, шпалами, трубами, другими материалами, – после долгого перерыва БАМ опять начинает строиться, обрастать вторыми путями, новыми объектами инфраструктуры. Эту свою веру и надежду он постарался передать и детям. Машинистом стал сын Александр, дежурной на переезде Калакачан трудится дочь Светлана. Вот и получается, что в далёком 1979 году бывший сержант-десантник приземлился точно и удачно.

Аркадий Китов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30