14 ноября 2019 06:54
14 ноября 2019 06:54
фото: ru.wikipedia.org

Самые горячие дни Зимы

По пути к столичному городу на Ангаре магистраль вносила тектонические изменения в жизнь сибирских хлебопашцев

Первые контакты железнодорожников и местного населения не были лишены конфликтных ситуаций, но вскоре их поселения слились воедино, подарив миру известную ныне всей планете точку на карте с запоминающимся именем.
Юрта для цесаревича 

Населённый пункт под названием «Зиминский станец» возник в первой половине XVIII века как почтовая станция на Московском тракте. Почти до самого окончания следующего столетия село развивалось как притрактовая деревня, населённая пашенными крестьянами. Через Зиму проезжали А.Н. Радищев и Н.Г. Чернышевский. 

В 1878 году село Зиминское входило в состав Черемховской волости Балаганского уезда. Оно также являлось центром Зиминского сельского общества, включавшего, кроме него, заимку Хулгунуйскую и деревню Ухтуйскую. 

В селе было одноклассное приходское училище и школа грамоты для девочек, богадельня, волостное правление. Река Ока против села образовывала остров до пяти километров длиной. Он был покрыт непроницаемой лесной чащей. Через Оку перевоз осуществлялся на карабасах. Примерно через два километра езды по острову начинался другой перевоз через Оку. Основным занятием населения являлось земледелие.  

К 1891 году в селе было 393 двора с 418 строениями. Население – 2500 человек. Всего через шесть лет здесь уже было 464 двора, 585 жилых строений, 553 хозяйства, школа с 53 учениками и библиотекой в 515 томов, богадельня, волостное правление, врачебный пункт, 11 питейных заведений, 16 лавок, 2 мельницы, 11 кузниц, базар, 2860 жителей. В том числе 600 человек раскольников (субботников), сосланных сюда в начале XIX в.

В 1891 году к приезду цесаревича Николая в селе была устроена выставка сельскохозяйственных предметов Балаганского уезда. Депутация от крестьян поднесла высокому гостю икону-складень, изображавшую Божью Матерь, Святителя Иннокентия и святого Николая Чудотворца. Бурятская депутация преподнесла серебряную юрту.


«Металлисты» XVIII века

Приближение стальных путей резко изменило жизненный уклад населения. Там, где десятилетиями на пастбищах выкармливался скот да раздавались удары бича и свист пастушьего рога, началось строительство железнодорожной станции. Около полотна будущей магистрали раскинулся целый город балаганов, шалашей и лавочек. 

15-й строительный участок Средне-Сибирской железной дороги, на котором проектировалась станция, возглавлял инженер А.М. Пещуров.

Железнодорожная станция 3-го класса была построена в четырёх километрах от старого села между речками Тиманом и Окой. Через Тиман во время строительства станции был построен мост отверстием 42 м.

В том, что станция построена относительно далеко от села, нет ничего удивительного. Инженеры искали наиболее рациональные варианты трассирования линии с точки зрения профиля пути и финансовых затрат, они стремились избежать процедуры отчуждения городских и крестьянских земель.

Время от времени у железнодорожной администрации возникали претензии к местным жителям.

Так, 30 сентября 1897 года Н.П. Меженинов обратился к начальнику края с письмом, в котором сообщал, что на 15-м участке, в районе села Зима, часто крали железные скрепления на деревянных мостах.

Охранять такие мосты возможности не было. Меженинов спрашивал, нельзя ли возложить на крестьян придорожных селений круговую ответственность за кражи.

25 октября того же года генерал-губернатор А.Д. Горемыкин ответил, что так поступить он не может, поскольку это явилось бы новой повинностью для крестьян. Он решил поступить иначе: потребовал от волостных и сельских властей запретить покупку железных частей неизвестного происхождения вблизи магистрали, а продавцов железа задерживать и составлять акты. Видимо, эта мера подействовала.


Двигатель торговли

В 1897 году в Зиме возвели паровозное депо на шесть стойл. Рядом построены мастерские площадью 187 кв. м. Оба здания были выполнены из кирпича и имели паровое отопление, электрическое освещение и локомобили для приведения в действие станков. Мастерские имели слесарное, токарное, чугунолитейное, медницкое, котельное отделения и кузницу.

Станция была оборудована пожарными и промывочными кранами. Для заправки паровозов установили гидравлическую колонку.

Деревянный типовой вокзал имел площадь 283 кв. м. А рядом со станцией в 1896 году возник посёлок железнодорожников, который в обиходе называли Зиминским. Общая площадь домов для железнодорожников составляла 12 тыс. кв. м, а комнат для дежурных бригад – 585 кв. м. Это было больше, чем на любой другой станции Средне-Сибирской железной дороги. В пристанционном посёлке была церковь, двухклассная школа и 19 жилых домов. К 1899 году он растянулся на два километра.

В полосе железнодорожного отчуждения посёлок строился согласно Правилам частного строительства для служащих, которые предусматривали участки размерами по улице 21–25 м, а в глубину 25–53 м. Здесь были выделены места для бани, магазинов и других общественных зданий. Было намечено к строительству 120 домов.

Для возведения построек управление дороги отводило участки размерами от 100 до 300 кв. сажень (от 455 кв. м до 1 365 кв. м, или от 4 до 13,6 сотки) – согласно утверждённой распланированной площадке. Преимуществом пользовались те, которые были более необходимы «в интересах службы». Участки сдавались в аренду на 12 лет с последующим продлением аренды.

Площадь под посёлок за полосой отчуждения была разбита губернским землемером ещё в конце 1890-х годов на 300 мест. В центре было определено место для церкви, базара и других общественных учреждений. Но план этот так и не был утверждён. Постройки начали сооружать с отступлениями от Строительного устава.

К 1903 году в посёлке при станции проживали более пяти тысяч жителей. Процветала торговля, имелось два винных склада. Но хаотичная застройка портила его облик.


Смычка с деревней

С постройкой железнодорожной станции Зима разделилась на два населённых пункта – на старое село у впадения речки Зимы в Оку и  железнодорожный посёлок при станции. Первоначально посёлок Зиминский при железнодорожной станции заселялся пришлым рабочим элементом, в основном выходцами из европейской части России, затем сюда стали перебираться и некоторые крестьяне соседнего села Зима.

Первые годы работы железной дороги жилищная проблема стояла остро. В комнатках площадью 2–2,5 кв. м ютились семьи с пятью-шестью детьми. Тут же стирали, сушили бельё, готовили и принимали пищу.

Усиленный рост посёлка пришёлся на 1904 и 1905 годы. Увеличение его территории вызывало постоянные трения с крестьянами села Зима, на землях которого посёлок находился. Жители посёлка платили арендную плату за выгон скота. В 1907 году она составила 4 100 руб.


Пристани вместо моста

В трёх верстах от станции железнодорожная линия пересекала Оку железным мостом с ездой по низу по схеме три по 85 м, 

два по 106,5  м и два – по 17 м под переходными балками. При строительстве были применены фермы с полупараболическими верхними поясами из числа типовых пролётных строений Н.А. Белелюбского.

Мост, согласно договору, предполагалось закончить 1 марта 1899 года. Ко времени прохода укладочного поезда строители не успевали. В связи с этим на Оку летом 1898 года с Бирюсы были привезены приспособления для устройства временной паровой паромной переправы. На берегах появились ряжевые пристани, к ним подвели временное железнодорожное полотно. На паром железнодорожные составы подавались с пристаней с помощью подвижной рамы. Для поддержания сплошного движения, когда переправа ввиду раннего наступления зимы была закрыта, был устроен временный путь через реку на козлах, установленных на дно реки. 

Сборка ферм моста производилась на обоих берегах – три на левом и две на правом.

Собранные фермы были перекатаны таким же способом, как и на других мостах, построенных подрядчиком Е.К. Кнорре. Железо доставлено с Нижне-Тагильского (для двух пролётов) и Воткинского заводов. Мост был построен в течение 16 месяцев: 4 сентября 1897 года состоялось заложение основания первой опоры, а 20 декабря 1898-го он был открыт для движения.


Справка. Временное движение на участке Тулун – Зима было открыто 120 лет назад, если быть точным – 1 июня 1898 года. А всего 14 месяцами ранее строители магистрали дошли до Нижнеудинска.

10 июля 1898 года укладка пришла в Тельму. 27 июля завершилась укладка рельсов до Иркутного моста.
Александр Хобта, кандидат исторических наук, главный хранитель фондов музея истории ВСЖД

Элемент не найден!