17 сентября 2019 03:28
фото: Архив ВС ДИ

Ставка на космический дозор

Система контроля хозяйства автоматики и телемеханики на пороге беспроводных технологий

И снова наши в когорте победителей. Команда Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры стала второй по результатам участия в IV Слёте молодёжи инфраструктурного комплекса, который прошёл в Сочи.
В реализации проекта «Система удалённого мониторинга и выявления предотказных состояний устройств ЖАТ и стрелочных переводов» будут задействованы ведущие специалисты Центральной ДИ. Предложение коллег из Восточной Сибири об использовании новых подходов в обслуживании инфраструктуры с максимальной автоматизацией процессов в эксплуатационной работе заинтересовало экспертов слёта не только новизной и актуальностью. Они оценили и тот основательный подход, с которым группа соавторов отнеслась к разработке своего проекта. В дополнение к слайдам с расчётами команда привезла в Сочи экспериментальный образец оборудования.

За четырёхлетнюю историю проведения слётов молодёжи инфраструктурного комплекса представители Восточно-Сибирской ДИ трижды занимали призовые места, при этом дважды были первыми. Так высоко жюри оценило представленные сибиряками разработки.

Бессменный участник этих слётов и автор идеи нынешнего проекта ведущий инженер производственно-технического отдела дирекции Павел Табанаков вспоминает, как складывалась работа над «Системой удалённого мониторинга». Инженер обратился за помощью к своему товарищу. Старший электромеханик Тайшетской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Антон Соловей, тоже бессменный участник слётов, взялся за адаптацию идеи с учётом реальных производственных условий, проведение технических и экономических расчётов. Рассмотрение вопросов, связанных с задействованием персонала, легло на плечи заместителя начальника Зиминской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Дмитрия Стадника и осмотрщика-ремонтника эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный Ивана Бельского.

Идею поддержали в дирекции. Главный инженер ВС ДИ Виталий Чесноков и начальник производственно-технического отдела Эдуард Михайлов лично курировали все этапы разработки проекта.

Созданный экспериментальный образец оборудования, который четвёрка соавторов взяла с собой в Сочи, был апробирован в условиях учебного полигона Иркутского госуниверситета путей сообщения.

– Целью проекта является сокращение эксплуатационных затрат на обслуживание устройств железнодорожной автоматики и телемеханики и стрелочных переводов персоналом дистанций СЦБ. То есть переход к обслуживанию по техническому состоянию, – рассказывает Павел Табанаков. – Кроме того, будет обеспечен непрерывный мониторинг предотказных состояний. А это позволит добиться снижения их влияния на перевозочный процесс, исключить в работе такие моменты, как формализация выполнения графика техпроцесса.

Сегодня на сети активно реализуются задачи по обеспечению мониторинга устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) с использованием системы аппаратно-программного комплекса диспетчерского контроля и различных её модулей. Но наряду с высокой стоимостью данная система имеет кабельный принцип передачи данных и не обеспечивает мониторинга отклонения состояний стрелочного перевода, поясняет Павел. 

По его словам, система удалённого цифрового GPRS-мониторинга, разрабатываемая в Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, позволит обеспечивать круглосуточный контроль за состоянием перегонных устройств ЖАТ, соблюдением нормативных параметров стрелочного хозяйства. Все показатели будут выводиться на диспетчерское табло дистанции СЦБ, предотказные состояния в виде инцидентов – автоматически загружаться в Единую корпоративную  автоматизированную систему управления инфраструктурой (ЕКАСУИ). Срок окупаемости проекта – полтора года. В масштабах внедрения одной дистанции СЦБ годовой экономический эффект составит не менее двух миллионов рублей в год.

В Тайшетской дистанции СЦБ поначалу осторожно отнеслись к идее внедрения системы удалённого мониторинга, рассказывает Антон Соловей:

– Мнения были разные, положительные и отрицательные. В том числе речь шла о том, что внедрение предлагаемой технологии повлияет на численность штата. Но в итоге на предприятии пришли к выводу: технологии не стоят на месте, и скоро к нам тоже придут новые решения. Чем раньше мы за них возьмёмся, тем эффективнее будем работать.

По мнению тайшетского эсцебиста, проект молодых разработчиков для магистрали более чем актуален.

– В связи с большой реконструкцией на полигоне дороги выгоднее применять современные технологии беспроводной передачи данных, чем зависеть от кабельных коммуникаций, вкладывая в их обустройство и на содержание приличные суммы. 

Свободные средства, считает Антон Соловей, можно вложить в улучшение условий труда, в процессы, которые до сих пор остаются трудоёмкими. 

В планах команды, отличившейся на молодёжном слёте, продолжить работу над проектом, принимая во внимание те замечания и предложения, которые будут поступать от кураторов из проектно-конструкторского бюро автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры. 
1-3.jpg


Лейла Мустафаева