23 января 2020 11:22

23 января 2020 11:22

фото: Павел Малыгин

Если заглянуть за отчётные данные

Из чего складывается наметившаяся на дороге тенденция к снижению всех видов травматизма

Свой профессиональный праздник – Всемирный день охраны труда – десятки специалистов и уполномоченных по охране труда встречают сегодня в рабочем режиме: они обмениваются опытом работы и проводят свою школу. Приказом начальника ВСЖД 29 специалистов и уполномоченных по охране труда были отмечены грамотами, именными часами, премиями. Это стало ещё одним знаком признания их нелёгкого дела.

Нелишне напомнить, что 119 специалистов по охране труда на полигоне дороги (55,6% от всей численности) имеют стаж работы по специальности свыше пяти лет. Среди всех специалистов 93,5% имеют высшее, в том числе железнодорожное образование, а 4,7% – среднее техническое.

Тема нынешнего дня всемирного значения звучит как лозунг: «Вместе повысим культуру профилактики в охране труда». Суть её – в современном стратегическом подходе к решению проблем и в сохранении здоровья работников на основе фундаментальных принципов системного подхода к профилактике.

В условиях отрасли и ВСЖД система управления охраной труда главным образом направлена на создание безопасной производственной среды путём принятия защитных и профилактических мер по предупреждению случаев травмирования работников на производстве и на устранение факторов, вредных для здоровья человека.

Несмотря на общие для страны экономические трудности, на Восточно-Сибирской магистрали нашли возможность разработать и начать реализацию положения о звании «Лучший уполномоченный по охране труда на ВСЖД». В документе подчёркнуто: «Звание присуждается по итогам текущего года уполномоченным по охране труда, являющимся примером в выполнении служебного долга, не допустившим нарушений трудовой и технологической дисциплины, активно участвующим в осуществлении профилактических мер по обеспечению безопасности труда, улучшению условий и охраны труда, культуры производственного быта, предупреждению травматизма, снижению уровня заболеваемости на производстве и имеющим стаж работы по специальности не менее пяти лет».

В прошлом году в границах дороги допущено десять несчастных случаев на производстве. Тогда была зарегистрирована одна травма со смертельным исходом и две тяжёлые, одна из которых – с инвалидным исходом. В 2013 году было принято к учёту 17 подобных случаев, травмировано 18 работников, из которых трое погибли, а шестеро получили тяжёлые травмы.

В 2014-м, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, произошло снижение общего производственного травматизма на 44,4% (меньше на восемь пострадавших), в том числе и со смертельным исходом – на 66,6%. Коэффициент частоты общего производственного травматизма на одну тысячу работающих составил на полигоне дороги 0,24 при сетевом показателе 0,34. Число дней потери трудоспособности составило на нашем полигоне 706 человекодней (годом ранее –1220).

– Коэффициент частоты общего производственного травматизма на 1000 работающих в первом квартале 2015 года по полигону увеличился к уровню 2014 года и составил 0,025 против 0,023. Среднесетевой коэффициент в 2015 году – 0,049, – отметил заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности ВСЖД Сергей Аксёнов.

Коэффициент частоты смертельного производственного травматизма на 1000 работающих в первом квартале 2015 года по полигону составил 0,025 против 0,023 в 2014 году. Среднесетевой коэффициент в 2015 году – 0,006.

Количество дней потери трудоспособности на полигоне в первом квартале 2015 года составило 104 человекодня против 220 человекодней в 2014 году. Тяжесть производственного травматизма к уровню 2014 года снизилась на 52,7% (116 человекодней). Коэффициент тяжести производственного травматизма в целом по полигону в 2015 году снизился к уровню 2014 года и составил 104,0 против 220,0.

Эта положительная тенденция сохранилась и по итогам первого квартала текущего года. В первом квартале 2015 года допущен один смертельный случай с помощником машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ Восточно-Сибирской дирекции тяги Бенедыком М.В., который при соединении локомотива с составом был зажат автосцепками.

За аналогичный период 2014 года допущен один лёгкий случай травмирования работника региональной дирекции железнодорожных вокзалов на станции.

Судя по результатам проведённого в 2014 году анализа специалистов дорожной службы охраны труда и промышленной безопасности, установлены следующие виды и факторы негативных воздействий: разлетающиеся частицы, предметы и материалы (30%), удары электрическим током (20%), падение с высоты, дорожно-транспортные происшествия, воздействия экстремальных температур (по 10%).

По итогам первого квартала, по данным анализа влияния человеческого фактора на допущенные случаи травматизма, ряд из них можно было бы избежать при должной организации профилактической работы, в том числе порядка расследования и учёта микротравм. В прошлом году с работниками структурных подразделений, работающих в границах ВСЖД, в результате производственной деятельности произошло
113 микротравм. Причём 61% микротравм получили работники Дирекции по ремонту пути. По характеру повреждения здоровья главенствуют нарушения кожного покрова и ушибы.

На дороге в прошлом году было запланировано привести в соответствие с требованиями норм охраны труда 293 рабочих места (413 работников) и улучшить условия труда на 110 (141 работник) из них. В прошлом году было приведено в соответствие с такими требованиями 410 мест для 519 работников.

За этот период было зарегистрировано шесть случаев профессиональных заболеваний. Пять из них – в Дирекции тяги. Годом ранее было установлено 15 таких случаев. В 2014 году профзаболевания получили машинисты тепловоза и электровоза, помощник машиниста электровоза, ремонтник искусственных сооружений. Средний возраст работников, получивших профессиональные заболевания, составил 51,5 года.

Выявлено четыре причины травмирования работников в 2015 году: конструктивные недостатки, несовершенство, ненадёжность подвижного состава; применение самодельного приспособления автосцепного устройства локомотива; неудовлетворительная организация и контроль за производством работ; нарушение требований инструкций и правил по охране труда; несовершенство технологического процесса; отсутствие местных инструкций по охране труда.

Александр Филиппов

Элемент не найден!