29 мая 2020 18:43

29 мая 2020 18:43

фото: Алексей Белик

Чтение без прочтения

Почему книга замечаний машинистов не стала «лучшим подарком» для тех, кому по должности надо заботиться об устранении выявленных недостатков

За три месяца 2015 года локомотивными бригадами Восточно-Сибирской дирекции тяги внесено 27685 записей в книгу замечаний машинистов. Годом ранее на этот период их было зарегистрировано 11108. Чем объяснить более чем двукратный рост – погоней «за валом» или искренним стремлением повысить уровень безопасности на дороге?

– Не секрет, что количество – это не всегда показатель качества, – отметил, открывая селекторное совещание по работе с книгой замечаний машинистов, исполняющий обязанности начальника ВСЖД Николай Маклыгин. – Но если исходить только из этого, то есть реальная опасность не заметить в куче руды тот золотой самородок, ради которого и ведётся эта работа.

Для непосвящённых: книга замечаний машинистов формы ТУ-137 предназначена для своевременного устранения обнаруженного локомотивными бригадами в пути следования, при маневровой работе, нахождении на территории структурных подразделений железнодорожного транспорта множества и множества из того, что либо остаётся вне поля зрения причастных работников (в силу ограниченного обзора), либо не может быть сведено воедино в силу разнородности нарушений и неявной связи их с происходящими технологическими процессами.

Действительно, вагоннику, составителю поездов трудно отследить нарушения в содержании рельсового хозяйства, в работе напольных светофоров, указателей и других устройств СЦБ, так же как путейцу сложно выявить неисправности подвижного состава, сооружений и других обустройств дорожной инфраструктуры, разбросанных на большой территории. Машинистам же и их помощникам – в силу разъездного характера работы и необходимой для них широты профессионального кругозора – это вполне по силам. Кабина локомотива – прекрасная обзорная площадка для выявления недочётов в работе.

– Поэтому их замечания не просто констатирующий момент, но и отличная возможность своевременно заметить нарушения и принять меры к их устранению, – отметил главный ревизор дороги по безопасности движения поездов Игорь Зарубин.

По словам начальника Восточно-Сибирской дирекции тяги (ВС ДТ) Евгения Ларина, вопрос сегодня не в том, что выросло количество замечаний, а в том, что наряду с этим возросло и количество формального подхода к реагированию на них.

В качестве примера начальник ВС ДТ привёл отношение к работе с книгой замечаний машинистов в Горхонской дистанции пути (начальник Сергей Якушев).

27 марта при следовании поезда № 1526 с локомотивом ВЛ85 № 143 эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ бригадой электровоза на перегоне Челутай – Илька была выявлена работа путейской бригады без ограждения работ в установленном порядке. Машинист Александр Рева внёс в книгу замечаний запись: «Работа путейцев без сигналистов» и адресовал её в ПЧ-13 (Горхон).

30 марта начальник дистанции пути дал ответ: «Случай разобран».

Ответ не удовлетворил деповчан, и заместитель начальника депо Алексей Добеев послал дополнительный вопрос: «Какие меры приняты к виновным?».

В ответах от 1 и 2 апреля начальник дистанции настаивал на том, что вины работников дистанции не усмотрено и случай разобран. И только в ответе от 3 апреля, после настоятельного отказа Алексея Добеева признать эту отписку за официальное расследование, Сергей Якушев изволил «начертать»: «Сигналисты ушли с места работ преждевременно. Они предупреждены...»

Получается, что вполне обоснованное замечание, направленное на укрепление мер обеспечения безопасности движения поездов и предотвращение возможных трагических последствий, официальным лицом путейского подразделения было попросту проигнорировано.

Но тот ли это случай, когда подобный «протест» можно воспринимать как борьбу с чрезмерным формализмом и компанейщиной в локомотивной среде?

– Наряду с отписками в отчётности присутствуют и факты нарушения нормативов ответов, – отметил Евгений Ларин. – За три месяца нынешнего года они нарушались 427 раз, что также можно рассматривать как грубейшее нарушение норм работы с книгами замечаний
машиниста.

Что же нужно сделать, чтобы повернуть работу в нужное русло, чтобы она не свелась к возможностям оттачивать мастерство конспирологии для борцов с излишней «бюрократией», а стала реальным инструментом доверия и укрепления безопасности на наших дорогах?

– Перечень достаточно большой, и он хорошо представлен в «Положении о книге замечаний машинистов», – отметил Николай Маклыгин. – Есть подробные классификаторы нарушений, которые должны отражаться в первую очередь. Если необходимо, давайте разработаем подобный применительно к конкретным условиям Восточно-Сибирской дороги. Но, подчёркиваю, работа с книгой замечаний была, есть и будет одним из главных приоритетов в нашей работе. В цепочке «производственные технологии – охрана труда – безопасность» это немаловажное звено
в достижении результатов.

Владимир Палагутин