11 ноября 2019 22:47
11 ноября 2019 22:47
фото: Александр Губенков

Счастливое решение № 13

Как рационализаторские предложения ревизора по безопасности движения помогают путейцам в их повседневной работе

Определение достоверности информационных данных, формулы, дающие решение в электронном виде, – эти и другие новаторские идеи ревизора по безопасности движения по хозяйству пути Алексея Борисова стали хорошим подспорьем в работе инженеров пути Улан-Удэнского региона ВСЖД.

Монтёр пути, бригадир, дорожный мастер – вот этапы карьерного продвижения Алексея Борисова на железной дороге. С февраля 2013-го он работает в ревизорском аппарате ВСЖД.

Что удивительно, Алексей не имеет железнодорожного образования. По молодости окончил машиностроительный факультет Восточно-Сибирского технологического университета. Инженерная школа, природная смекалка, «незамыленное» мышление и любовь к металлу во всех его видах, будь то станок или рельс, сделали своё дело. Его рацпредложения востребованы.

– Понимаете, некоторые путейские инженеры просто ленятся или забыли, как надо использовать и рассчитывать в своей практике те формулы, которым их учили в вузовских аудиториях, – уверен несостоявшийся машиностроитель. – Это я понял после нескольких лет работы в Улан-Удэн-ской дистанции пути. Понял и стал их применять в электронном виде. Ввёл формулу в компьютерную память вместе с определёнными данными конкретного отрезка пути и получил результат.

Но на самом деле всё, конечно, сложнее.

Постигал путейскую мудрость будущий ревизор, общаясь с монтёрами пути на околотке станции Тальцы. В годы работы здесь в качестве дорожного мастера и забродила рационализаторская мысль у инженера. Во-первых, надо учитывать тот факт, что бесстыковой путь составляет на улан-удэнском ходу 89%. Во-вторых, была потребность в том, чтобы максимально упростить расчёты с использованием безграничных возможностей современных компьютерных технологий.

Не вдруг и не сразу Борисов пришёл к такому выводу.

– Сначала у него были «механические» работы, с частичным использованием компьютера, – припоминает технолог по бесстыковому пути Улан-Удэнской дистанции пути Юлия Мельник. – Смотрите, что получается. 2008 год – «Крепление рельсов на станке при километровом запасе рельс». 2009-й – «Устройство для удаления негодных нашпальных и подрельсовых аммортизаторов». 2010-й – «Использование бензопилы с приспособлением для снятия накатов в изолированных стыках и для обточки торцов рельсов». И надо сказать, что эти и другие его предложения работали и работают в инженерной среде по крайней мере нашей дистанции. Настоящим электронным прорывом стала работа Алексея Борисова, вышедшая под занавес 2010-го, – «Журнал планирования и учёта выполнения работ по текущему содержанию пути и оценка его состояния в электронном виде».

Сегодня ею пользуются на всех десяти линейных участках Улан-Удэнской дистанции практически все дорожные мастера и распределители работ.

Наверное, именно творческая техническая активность дорожного мастера Алексея Борисова, направленная по большому счёту на предупреждение происшествий на железнодорожном пути, стала причиной его назначения ревизором безопасности движения поездов. Доклад, с которым он выступил на мартовской школе-семинаре по обмену опытом работы ревизоров по безопасности движения на полигоне ВСЖД, вызвал у коллег Борисова неподдельный интерес. Вроде бы на сегодняшний день изданы документы, регламентирующие работу по содержанию бесстыкового пути. Они указывают на действия работников при выявлении определённых величин подвижек рельсовых плетей относительно «маячных» (контрольных) шпал. На основании этих отраслевых документов регламентирована работа по выявлению определяемых визуально недостатков. При этом для расчёта указанной температуры существующие формулы (при нахождении работника «на поле») ещё применимы. А вот при наличии так называемого эксцентриситета (разницы между температурами закрепления правой и левой рельсовых линий более десяти градусов по Цельсию) в путевой решётке во внимание не принимают ни работники на стальной колее, ни инженерно-технические отделы дистанций пути.

Вот ревизор Алексей Борисов и предложил производить автоматический расчёт разницы между соседними точками в миллиметрах, отклонения от фактической температуры закрепления в градусах, фактической температуры закрепления рельсовых плетей с текстовым и цифровым информированием.

После ввода данных во вкладке «график на год» можно увидеть и оценить, как поведёт себя контролируемая рельсовая плеть. В результате путейцы могут предотвратить излом плети зимой при чрезмерно растягивающих силах. Летом же, при минимально пиковых значениях, можно предупредить выброс пути с разбивкой на стометровые участки.

Это и есть в кратком техническом изложении суть очередного, тринадцатого новаторского предложения «штучного» инженера Алексея Борисова.

Есть все основания предполагать, что его возьмут на вооружение все путейцы в границах ВСЖД.

Александр Филиппов

Элемент не найден!