29 мая 2020 18:59

29 мая 2020 18:59

фото: Александр Филиппов

Над рекой Иркут

До завершения работ по обновлению 337-метрового моста остаётся примерно 30 часов

Смежные службы видят в «окнах» общую пользу, это сразу сказывается на темпах ремонта объекта на 5193-м км магистрали.

Немало на главном ходу дороги искусственных сооружений, возраст которых подбирается или перевалил столетний рубеж. С одной стороны, следует снять шапку и поклониться нашим предкам, которые строили действительно на века. С другой – надо отдать должное ремонтникам дистанции искусственных сооружений, обеспечивающим их готовность ежесуточно и безопасно принимать поезда.

Но, как говорится, ничто не вечно под луной. Те же мосты через многочисленные сибирские реки нуждаются не только в ежесуточном контроле, но и в ремонте – как в текущем, так и в капитальном.

– В нынешнем году, например, наша программа по текущему ремонту искус-ственных сооружений по сравнению с 2014-м возросла на 50%. Объясняется это просто – их старением, – говорит Андрей Антипин.

Антипин – главный инженер единственной на полигоне ВСЖД дистанции искусственных сооружений.

Это предприятие следит за здоровьем (иначе и не скажешь, потому как, по убеждению ремонтников, «все мосты дышат») десятков своих стальных пациентов. В частности, на балансе дистанции находятся 24 моста длиной свыше 300 метров, 72 – от 300 до 100 метров, 669 – от 100 до 25 и 1447 – до 25 метров. Вот все они и «дышат», то есть реагируют на течение рек, температурный режим и прочие параметры.

Есть среди характеристик и такое мудрёное сопроматовское понятие, как усталость металла. На сегодня оно вышло в работе мостовиков – так ремонтников искусственных сооружений называют их партнёры путейцы – чуть ли не на первый план. Увы, даже железо подвластно времени. В этом случае участки «усталого» металла моста приходится вырезать автогеном и ставить на их месте заплатки.

– Но, чтобы добраться до этой действительно творческой в инженерном отношении работы, надо сначала пройти фазу подготовки, – уверяет исполняющий обязанности заместителя начальника дистанции Тимур Зейналов. – В частности, согласовать с движенцами выделение «окон», провести подготовительную работу к ним: снять «футляр», смазать все болты и другой крепёжный материал опорных частей каждого искусственного сооружения, установить шпальные клетки, подготовить гидравлическое оборудование... В общем, забот полон рот, минимум полноценный рабочий день на подготовку уходит.

Удивительно, но при планировании «окон» у мостовиков к движенцам вопросов не возникает. Дескать, чем больше их, этих «окон», тем лучше. Понимают ремонтники, что на главном ходу непрерывность перевозочного процесса дорогого стоит. Вот и ладится их сотрудничество с путейцами.

– Делить нам нечего, главное для всех нас – уложиться в отведённые «окнами» временные сроки, – уверяет исполняющий обязанности начальника третьего участка Иркутск-сортировочной дистанции пути Владимир Сарапулов, не первый год участвующий в ремонте искус-ственных сооружений. – Обычно при проведении таких «окон» с нашей стороны участвуют до шести монтёров пути, для которых замена верхнего строения стального полотна дело привычное: развернул болты, установил новую рельсошпальную решётку, завернул болты, промерил правильность установки. Вот и весь круг наших обязанностей в этом сотрудничестве.

Конечно, Владимир Сарапулов скромничает при перечислении обязанностей путейцев при обновлении искусственных сооружений, но то, что они так же ответственны, как и мостовики в части обеспечения безопасности перевозочного процесса, никто не сомневается.

По словам Тимура Зейналова, в нынешнем году на передний план выдвинут текущий ремонт трёх крупных объектов в границах дороги. Они расположены около станций Иркутск-Сортировочный, Черемхово и Гусиное Озеро.

– Собственно обновление крупного моста на 5192-м километре, обеспечивающего движение поездов через реку Иркут по так называемому «малому БАМу» (стальной колее в обход областного центра), мы начали во втором полугодии 2014-го, – уточняет Тимур Джабирович. – К сегодняшнему дню проведено 11 «окон», что по времени составляет 140 часов. По нашим расчётам, потребуется ещё шесть, а это приблизительно 30 часов. Нет никаких сомнений, что под занавес весны мы эту масштабную работу завершим.

Уверенность мостового специалиста подкрепляется несколькими факторами. Дистанция в конце прошлого года получила несколько КамАЗов, оснащённых специализированным оборудованием и инструментами. Это позволило значительно поднять качество ремонта и производительность труда.

Как правило, на текущем ремонте Иркутного моста на 5192-м километре, который по времени эксплуатации по сравнению со своими собратьями, стальными вековыми гигантами транссибирского образца, является просто мальчишкой, трудятся «штучные» специалисты своего дела. Среди них – ремонтник искусственных сооружений Эдуард Степанов, бригадир Степан Венжен.

С получением новых машин, вооружённых исключительно отечественным оборудованием, два из которых получили прописку на иркутском ходу, мостовики отказались от предоставления услуг сторонних организаций. А раньше приходилось платить им немалые деньги.

Мостовые инженеры рассчитывают, что уже в этом году дистанция дополнит оснащение своих участков ещё несколькими единицами зарекомендовавшей себя техники на колёсах. Она позволяет не только повысить уровень производительности труда на рабочих местах, но и оперативно доставлять на работу людей и перевозить необходимые для восстановления объектов материалы.

Кстати, о материалах. С некоторыми из них, а именно с крупными металлоизделиями, цементом, защитной краской, болтами, шпильками, лапчатыми болтами, мостовики испытывают трудности.

Впрочем, с приходом в дистанцию новой техники работники дистанции искусственных сооружений убеждены, что и эта временная трудность будет решена. Сегодня это подразделение входит в состав Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры. А руководители ВС ДИ никогда не оставляли мостовиков один на один с крупными проблемами. Не оставят они их с неразрешимыми вопросами и на сей раз. Технологическому процессу на железной дороге тормозы не нужны. 

Александр Филиппов